Найти в Дзене
КиноМария

Новинка проката: драматический мюзикл «Пророк. История Александра Пушкина» (2025), Россия

Привет, киноманы!

В прокате еще можно лицезреть яркую и смелую постановку режиссера Феликса Умарова («Домашнее поле») с Юрой Борисовым, Романом Васильевым, Аней Чиповской, Сергеем Гилевым и другими узнаваемыми отечественными актерами. Современный взгляд на историю жизни великого поэта не вызвал однозначных только положительных или исключительно отрицательных эмоций. Рассказываю, что понравилось, а что оттолкнуло в фильме!

Постер: Кинопоиск
Постер: Кинопоиск
  • Моя оценка на КП 6/10
  • Рейтинг КП 7.1/IMDb 7.2

Александр Пушкин - звезда любого бала. Он молод, амбициозен, дерзок и любим публикой: от девушек, мечтающих завоевать хоть чуточку его внимания, до почитателей его стихов и литературных критиков, готовых носить на руках. Но судьба поэта складывается по-разному: безденежье, ссылка, встреча с той самой единственной любовью и роковая дуэль…

Начну с плюсов.

Картина воплощает шикарный образ парадного Петербурга на экране: яркие декорации, пышные приемы, дорогие платья на дамах, залы дворцов, где пары кружатся в танцах, юные поэты зачитывают стихи, а шампанское льется рекой. Все блистает, искрится и хвастается размахом и дороговизной. Здесь художники-постановщики, декораторы, костюмеры постарались на славу, а бюджет явно не экономили.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Безусловно для отечественного кино снять мюзикл - это смелый ход, который нужно было укрепить фигурой в центре сюжета и актерским составом. Рэп - как революционный жанр в музыке давно трансформировался и разделился на 2 лагеря: запрещенный политический андеграунд и попсовый мейнстримовый однотипный чес, который уже далек от рэпа, каким его делали отцы-основатели. Запишу в плюсы необычную попытку, из аналогов вспоминаются только «Стиляги», которые выходили в далеком 2008 году.

Актерский состав собран из наиболее узнаваемых и популярных на сегодня актеров. Не думаю, что стоит сравнивать их игру с реальными прототипами, потому что повествование картины задает довольно игривый, однослойный тон, больше направленный на красивую картинку, исторические факты как будто берутся только за основу. А костяк из нескольких событий жизни Пушкина обвешали, как елку перед Новым годом, мерцающим стеклярусом и пафосной мишурой.

Отмечу Сергея Гилева в роли Бенкендорфа - за игрой и карьерой актера очень интересно наблюдать, как меняются его образы от фильма к фильму. Он уже прочно застолбил себе место среди талантов отечественного кино и набирает обороты.

Роман Васильев не расстается с самолюбованием, в какой костюм не наряди. Хотя сильно старается быть серьезным.

Неожиданно было увидеть Евгения Шварца в роли Императора Николая I. Герой предстает перед нами в разных по эмоциональному накалу сценам и, на мой взгляд, отлично справляется.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

А теперь о минусах, которые снизили оценку с 7. Выше рейтинг точно не поставила бы.

Первое - как раз пафос и красивый внешний фасад перекрывают драматизм трагедии и потери великого поэта для русской литературы. Действо смотрится как развлекательное произведение под попкорн, но не более. Фильм отлично выполняет свою функцию - привлечь внимание к произведениям классика, но слишком поверхностно рассказывает биографию поэта. Не хотелось бы, чтобы школьники учили факты его жизни по фильму.

Второе - тот самый рэп. Зачитывание стихов мужчинами в основном напоминало ритм «хлоп-хлоп-топ-топ» в духе «Скованных одной цепью» из упомянутых «Стиляг». Женское исполнение - это мелодраматичные песенки, которые давно вылетели из головы. В целом, смотрится как легкий водевиль музыкального театра. Вспомните современную «Ромео и Джульетту», где есть легкие, игривые песни, раздирающие сомнениями душу героев композиции, драматические мелодии, в которых чувствуется надрыв. Визуально некоторые сцены напоминали знаменитое французское кабаре «Мулен Руж» того же База Лурмана. И здесь хотелось бы накала между условно отрицательными и положительными героями, увидеть противостояние и противоречия в политических взглядах, драму смерти поэта. Тонкая грань между идеальной постановкой музыкального номера иногда шаталась и грозила упасть в провинциальную самодеятельность.

Не могу не сказать, что акцент больше сделан на образе самоуверенного повесы-тусовщика, обожающего женщин и выпивку. А Восстание декабристов на этом фоне не воспринимается как судьбоносное событие для поэта и страны в целом.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Из актерских исполнений 2 персонажа напомнили героев совсем другой сказки. Жуковский в исполнении Ильи Любимова в первой части фильма интонационно и внешне отчаянно изображал хвастливого, самовлюбленного и озабоченного собственной фигурой Златопуста Локонса из франшизы о «Гарри Поттере» в исполнении Кеннета Браны. Ведьма с предсказанием и гаданием тоже отсылает к персонажу фантастики о волшебниках. Сивилла Патриция Трелони в исполнении Эммы Томпсон - яркий, карикатурный образ на экране.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Подводя итог, это скорее поверхностная драма с несколькими историческими событиями биографии Пушкина и страны, направленная на развлечение и легкий досуг молодежи, которой этих знаний будет вполне достаточно, чтобы громко заявить, что читали, знают и могут процитировать. Если вы ищете музыкально-танцевальное непритязательное красивое представление, то фильм удовлетворит ваш запрос. Если же ваш порыв направлен на глубокое изучение истории Александра Сергеевича, знакомство с новыми фактами, проживание важного для страны периода времени, то однозначно это не тот материал.

***

Смотрели? Как вам?

Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.