Определенная категория наших граждан млеет от Запада и совершенно не видит хорошее у себя дома. Все им не то, все не эдак, а вот в Европах однозначно лучше! В этом гражданин уверен, даже если никогда там не бывал. И у него есть основания для этой уверенности, у него просто на подкорке это записано. Как так получилось? Ответ прост, а механизм фиксации этой информации сложен.
Корни, как правило идут из детства. Вспоминаем сказки, которые мы слушали, будучи детьми. «Золушка», «Бременские музыканты», «Снежная королева», «Щелкунчик» и т.д. Все детство нас сопровождала целая плеяда сказочников, которые сделали для пропаганды западного образа жизни больше, чем все их СМИ вместе взятые. Да: братья Гримм, Андерсен, Шарль Перо переплюнули все недружественные СМИ.
Как это произошло? На примере авторских сказок. Детство. Ребенок знакомится с произведениями и у него формируется образ сказочного мира, в котором частенько присутствует принц, принцесса, король и королева. Как правило, это касается сказок западных авторов. В другом сказочном мире ему встречаются царь, царевич, царевна, Иван дурак. Это уже сказки русских писателей. Все это фиксируется в глубине детского сознания.
Список литературы пополняется в подростковом возрасте. Появляются лорды, герцоги и прочие титулованные персоны. Вместе с ними происходит знакомство с Незнайкой, Самоделкиным, Хотабычем и другими. Это тоже фиксируется в глубинах сознания.
А потом наступает взрослая жизнь. Появляются сложности, непредсказуемость, разочарования… Временами взрослый ищет убежище в своих воспоминаниях. По большей части они контролируются. Нам надо ностальгировать. В прошлом наши точки опоры. Но иногда подсознание подкидывает нам необычный финт. Где-то в новостях мелькают слова король, принцесса, лорд. На уровне подкорки срабатывает сцепка: «Сказка. Там сказка». А образ сказки прочно связан с детством, с безопасностью. Человеку хочется попасть в сказку. Окружающая реальность воспринимается как препятствие, барьер на пути в сказку. Соответственно в некоторых случаях возникает отторжение и негатив к ней. Так получается, что в большинстве случаев «сказка» там же, где короли, принцы и принцессы. Мозг, конечно, понимает все, но наше бессознательное тоже понимает по-своему и ищет точки опоры. Вполне возможно, что сцепка «Царевич, царевна – там сказка» тоже сработала бы. Но я не вижу в настоящем новостей, где мекают эти социальные статусы. Царские корни - они от Византии и присущи Православному миру. Исторически сложилось, что они отторгнуты.
В итоге мы попадаем в капкан идеализации Запада посредством сказочных образов. Это может казаться наивным и смешным – как же так? В преклонении перед Западам виноваты Братья Гримм? Не может быть, мы же взрослые люди! Может. В психике человека из области бессознательного многое на первый взгляд попадает под «Не может быть, мы же взрослые люди», но тем не менее существует: неожиданные озарения, интуиция, сновидения в конце концов – это все бессознательные проявления. Но они не вызывают у нас сомнений в своем существовании. Поэтому на мой взгляд преклонение славян перед Западом есть явление бессознательное и оно имеет социокультурною основу. Никакой внутренней генетической ошибки у славян не существует. Другой вопрос в том, эта бессознательная установка проявляется не у всех. Но это совсем другая история и в ней надо покопаться.