Именно таким изначально было рабочее название фильма «Служебный роман» Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. А сценарий написан по пьесе «Сослуживцы», одним из авторов которого являлся сам Эльдар Рязанов. Вы только подумайте, до съемок фильма пьеса шла в 134 театрах страны! А потом наши мэтры создали бессмертную картину и спасибо им за это!
Многие c ностальгией смотрят старые советские фильмы. И в числе любимчиков, конечно же, вечно молодой «Служебный роман». Причем, любят его не только те, "кому за …", а все! Страна с удовольствием крутит фильм в новогодние праздники, 8 Марта, да просто в любой будний или выходной день. Кто как желает! Поэтому, думаю, нет смысла пересказывать сюжет картины, который и так наш народ знает едва ли не наизусть. А вот несколько интересных, закадровых фактов о фильме, найденных на просторах интернета, озвучить не лишне. Как сказал бы товарищ Новосельцев:"Усилить хочется!"
Многим картина запомнилась не только прекрасной работой актеров (о них чуть позже!) и диалогами, вмиг разлетевшимися на цитаты и крылатые фразы, но и лиричным видеосюжетом о Москве: удивительные, еще зеленые деревья под пеной снега, яркие радужные зонтики, на удивление уютный и человечный, не смотря на многотысячную толпу и потоки транспорта, город. «Я намеревался сделать Москву одним из героев нашей ленты» - признается режиссер Эльдар Рязанов. И у него это получилось.
Говорят, Эльдар Рязанов очень давно хотел поработать с Алисой Фрейндлих, пробовал её на роли в "Гусарской балладе" и " Зигзаге удачи", но по разным причинам сотрудничество не получалось. В «Служебный роман» Алису Фрейндлих и других исполнителей главных ролей - Андрея Мягкова, Светлану Немоляеву, Лию Ахеджакову, Олега Басилашвили и Людмилу Иванову - утвердили без проб. Режиссёр был абсолютно уверен в актёрах, а руководство киностудии, уверенное в режиссёре, позволило ему работать так, как он считает нужным.
Оказывается, над образами Людмилы Прокофьевны и Анатолия Ефремовича работали всей съёмочной группой. Для Калугиной из костюмерной «Мосфильма» отрыли самые бесформенные, давно вышедшие из моды наряды, «гунявые», как их называла сама Алиса Фрейндлих. Не каждая актриса с хорошими внешними данными согласится себя уродовать в кадре. Фрейндлих, как и положено великим актрисам, согласилась. Перекрасилась в тёмную шатенку, зализала волосы, влезла в этот ужасный мешковатый коричневый костюм (на размер больше) и в уродливые башмаки. А довершил облик Мымры оператор-постановщик Владимир Нахабцев: он принёс из дома старые массивные роговые очки своего отца. И когда Алиса Бруновна их надела, то всем стало понятно: Мымра к выходу на съемочную площадку готова. А вот клетчатое платье из финала фильма, гдк Мымра чудесным образом превращается в красотку, специально пошили в Доме моделей по заказу художника по костюмам. Это платье, по тем временам "писк моды", осталось на киностудии. И вскоре появилось на одной из героинь фильма «Экипаж».
Андрея Мягкова, которого зритель запомнил как романтика Женю Лукашина из "Иронии судьбы...", надо было превратить в «канцелярскую крысу», неказистого сотрудника. Помогли опять-таки очки в массивной оправе, за которыми глаза казались больше и растеряннее, и накладные усики. Малозаметной, но характерной деталью были белые носки, которые гармошкой спускались к потертым коричневым ботинкам…
Музыку к фильму написал известный советский композитор Андрей Петров. Он же придумал мелодию к песне «У природы нет плохой погоды…», которую принес ему Эльдар Рязанов. Композитору он слукавил, что автор стихов - английский поэт Уильям Блэйк. На самом же деле её написал сам режиссёр, хоть и долго скрывал этот факт. Именно в «Служебном романе» впервые запел Андрей Мягков, и блеснула своими вокальными данными Алиса Фрейндлих.
Интересно, что статистическое учреждение, где работали главные герои, снимали в трех разных местах Москвы. Фасад дома - это Федеральное агентство морского и речного транспорта на Кузнецком мосту; кабинет Людмилы Прокофьевны Калугиной имел выход на крышу дома девятиэтажного дореволюционного «небоскреба» в Большом Гнездниковском переулке; а кабинеты со всей обстановкой были построены в павильонах «Мосфильма». В одном здании с безымянным статистическим учреждением работали такие организации, как «НИИ Чего», «Мосрыбстрой», «Главкость», «Комитет по делам угля» и «Специзолятор при МЗСТУФХЦ». Соответствующие таблички можно увидеть у дверей здания.
Известно, что во время съёмок Эльдар Рязанов никогда не держался строго сценария и любил импровизации. Однажды он пришёл на работу и увидел, как его жена со своей подругой-костюмершей первым делом начали наводить марафет – краситься. Через несколько дней начались съёмки эпизода «Утро в учреждении». Снимали рано утром.
Разместившейся по рабочим местам женской массовке режиссёр скомандовал: «Девочки, прежде чем снимать, наведите-ка марафет». "Девочки" изъяли из недр своих сумок и сумочек косметику и принялись за дело. А операторы скрытыми камерами сняли весь «процесс» преображения. Таким он и вошёл в фильм.
Нередко и крылатые фразы рождались прямо на съёмочной площадке. Например, сказанную активистке Шуре секретаршей Верочкой: «Да на тебе пахать надо», придумала сама Шура и подарила Лие Ахеджаковой.
Помимо звездного актёрского состава в фильме работали другие «звёзды» киношного дела. Взять того же коня с крыльями – здоровенную и красивую настольную статую, которую должны были подарить на юбилей программисту Боровских и которая упала в одной из сцен со стола вместе с Новосельцевым.
Эту копию скульптуры «Персей и пегас» французского скульптора Эмиля-Луи Пико киношники называют «любимой лошадью «Мосфильма». Она снялась ещё в трёх киношедеврах отечественного кинематографа – комедии Гайдая «Бриллиантовая рука», в культовой картине Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» и в фильме «Мой ласковый и нежный зверь».
В кабинете у Людмилы Прокофьевны стоит редкостная и дорогой по тем временам венгерский компьютер «Videoton-340», который подключался к вычислительному центру. Его ежедневно привозили на съёмочную площадку из Центрального статистического управления, а вечером увозили обратно. Стоил он сумасшедших денег - почти полмиллиона рублей. У остальных сотрудников на столах стояли печатные машинки, телефоны и болгарские электрические калькуляторы «Элка», а на стене висела распечатанная на ЭВМ Джоконда-офис 70-х был неплохо укомплектован.
В нескольких эпизодах мельком можно увидеть популярного актёра Александра Фатюшина. По сценарию у него была заметная роль - он тоже был сотрудником этого учреждения и заодно мужем модницы секретарши Верочки. И все свои споры эти двое вели не по телефону, а прямо в кабинете.
Говорят, было уже отснято много сцен, когда Фатюшин получил травму глаза и не мог больше работать. Его персонаж вырезали из фильма и «переселили» в телефонную трубку, но даже разговаривал по телефону с Верочкой уже не Фатюшин, а... Олег Басилашвили, он же Юрий Григорьевич Самохвалов.
А изначально на роль Верочкиного мужа был приглашён Михаил Светин, но когда актёр надел кожаную куртку и сел на мотоцикл, то стало понятно, что вряд ли это тот роковой мужчина, по которому может плакать такая героиня, как Верочка. Кроме того, их пара с Ахеджаковой выглядела не просто смешно, а уже гротескно.
Специально для Лии Ахеджаковой Рязанов полностью переписал роль секретарши. В пьесе ей было чуть больше 20 лет, это была длинноногая хищная красотка, нацеленная на выгодный брак. Ахеджакова в этот образ никак не вписывалась, да и на момент съёмок ей стукнуло 38. Но Рязанов был очарован комическим талантом актрисы после «Иронии судьбы, или С лёгким паром» и вместе с Брагинским они перепридумали героиню.
Увлекшись, постановщики наснимали много лишнего, да так, что пришлось урезать картину. Жаль, что сократили и зритель не увидел одну из самых смешных сцен «Похороны мнимого Бубликова». Она заканчивалась тем, как перепуганная видом «воскресшего» Петра Ивановича Шура спряталась в лифте. На самом деле разъярённый Бубликов наступал на общественницу с кулаками, а та удирала с воплями.
Во время одного из дублей Рязанов неожиданно прервал съёмку, отвел Иванову в сторону, чтобы Щербаков ничего не слышал, и сказал: «Как только он к вам приблизится – орите что есть силы: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!». Поглядим за его реакцией». Когда Иванова завопила здравицу «тем самым» отвратительным голосом, растерявшийся актёр начал кланяться в разные стороны, приговаривая: «Спасибо за всё, дорогие товарищи!». А Иванова ещё и бросалась к нему на шею, осыпая поцелуями. На съёмках хохотала вся группа, но эту забавную сцену тоже пришлось убрать. От этого фильм хуже не стал!
Известно, что «Служебный роман» занимает 19 место в списке лидеров советского проката, а в 1977 году он был премьерой номер один, его посмотрели свыше 58 миллионов зрителей. По результатам опроса журнала «Советский экран» фильм назвали лучшим по итогам года, а Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков стали лучшими актерами года. Сценаристы Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, актеры Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили и оператор Владимир Нахабцев были удостоены Государственной премии РСФСР. Фильм популярен и за границей, особенно его полюбили в Китае. В китайских вузах «Служебный роман» входит в программу для студентов, изучающих русский язык, а в пекинском театре «Бао-ли» по мотивам фильма поставили спектакль.
Подготовила Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, факты и фото найдены на просторах интернета
Спасибо, что дочитали! Чтобы не пропустить очередную новую публикацию, приглашаю вас, друзья, подписаться на мой канал: dzen.ru/id/676fc8f05eb9c53b36c19b65
Благодарю всех, кто уже со мной!
А теперь самое время включить "Служебный роман", чтобы насладиться им в сотый или тысячный раз! Хорошего вам просмотра!