Полковое построение у штаба
– Прилетели мы на доблестном Ан-12 из Варфоломеевки домой в Угольные Копи на «празднование» годовщины «Великого Октября» или как просто говорили - «Седьмого ноября». В общем это был долгожданный повод прилететь из командировки домой на побывку. Погода хорошая, нет пурги, снега намело не так много, большого мороза нет. Просто отлично. Седьмого ноября обязательно устраивается «праздничное» полковое построение у штаба нашего полка в парадной форме, то есть в парадных шинелях. Редко личный состав собирается вместе в таком количестве, только на подобных праздничных мероприятиях. А тут ещё и некоторый народ из двухмесячной командировки вернулся. Оживление, разговоры, обмен новостями.
На фото в строю все стоят в шапках без «опущенных ушей», значит мороз был совсем небольшой. Видно, что шапки у одних обычные, у других северный вариант с длинными «ушами». Это у тех, кто получал их уже здесь, на Чукотке. Такие шапки называли «двойной оклад», как намёк на то, что с такой шапкой офицеры получают двойной должностной оклад «за особые условия».
Проходя службу на Чукотке, офицер наземной службы получал ощутимые льготы, - хорошее денежное содержание, где к двойному окладу добавлялись ещё и проценты, растущие каждые полгода, 45 суток отпуска вместо 30 и ещё стаж службы засчитывался год за два. Кстати у лётного состава льгот было меньше, только двойной оклад с процентами. Год службы за два и отпуск 45 суток он и так имел в любом месте, хоть на берегу Чёрного моря.
У Дома Офицеров
– После двух месяцев командировки в отрыве от дома, от семьи мы теперь наслаждаемся домашним отдыхом. Дали нам для этого несколько дней. Но седьмого ноября проводится общее праздничное построение всего личного состава полка, зачитывание праздничного приказа. Куда же без этого?!
А после этого участие в общей праздничной «демонстрации» у Дома Офицеров. Большая и высокая площадка Дома Офицеров использовалась в качестве трибуны, мимо которой проходили колонны «демонстрантов». Были и военные колонны гарнизона, и колонны «трудящихся» местных предприятий. А какие в Угольных Копях были предприятия?! Угольная шахта, аэропорт, геологоразведочная партия, какие-то строители и, пожалуй, всё. У Дома Офицеров собиралось много народу, подобные мероприятия проводились редко, а тут такой повод «потолкаться» среди людей. В холодное время года на улицах Угольных Копей вообще мало людей можно было увидеть. Тем более праздно гуляющих, в это время на улицу выходили только по необходимости, - на службу или работу добраться, в магазин сходить, дети по дороге в школу. Короче говоря, такое праздничное мероприятие можно было отнести к большому событию и почти развлечению.
Колонна демонстрации
– Вот на фото под «кумачёвыми стягами», как тогда писали в газетах, идёт колонна работников Чукотской ГРП – Геолого Разведочной Партии. По радостным лицам было видно, что народ с удовольствием участвовал в этом довольно редком «праздничном» мероприятии. Люди торжественно несут какие-то плакаты и красные флаги. Проходя мимо трибуны что-то приветственно и громко кричат. С трибуны доносятся разные привычные в то время приветственные и «воодушевляющие» лозунги. Настроение без преувеличения у всех участников этого мероприятия очень даже праздничное.
После прохождения колонны перед трибуной, участники тут же переходили в ряды зрителей и с воодушевлением приветствовали следующие колонны. По обеим сторонам дороги, по которой шли колонны, стояли зрители, которые только что сами проходили в колонне, приветствовали проходящие колонны, никто никуда не расходился, были и целые семьи с детьми.
Народ гулял. Было «обнадёживающее» чувство, что у нас всё, «как у людей», как по всей стране, что никакие мы не обделённые и несчастные! К тому же, стояла отличная, для уже снежного и морозного ноября, погода.
Праздничная трибуна
– Дом Офицеров был не только самым крупным административным зданием, но и, пожалуй, единственным местом в Угольных Копях, где было подобие праздничной трибуны, вот здесь и устраивались на все праздники прохождения колонн демонстрантов. На трибуне собиралось, как и положено, местное начальство. Это начальник гарнизона, генерал – командир дивизии ПВО, в которую входил и наш полк, начальник Анадырского аэропорта, ну и все руководители немногочисленных местных предприятий и поселковых учреждений.
Быстро пролетели дни нашей «побывки» дома и вот мы уже летим обратно в Варфоломеевку. Встретила Варфоломеевка нас пасмурной погодой. Выезжаем на аэродром, ждём погоду, - то давит низкая облачность, то идёт снег и потихоньку заметает аэродром, срываются полёты. А тут ещё постигла меня неприятность, - по-дурацки получил я трещину кисти. От полётов был отстранён и пришлось мне возвращаться домой. Это было так некстати, становилось очевидным, что к регулярным полётам я вернусь не скоро, ведь впереди чукотская зима с одной-двумя лётными сменами в месяц.
На поезде доехал до Хабаровска, а там самолёт на Анадырь. Тут произошёл со мной курьёзный случай. При мне был мой штатный пистолет ПМ и две снаряжённые обоймы. А с некоторых пор появились проблемы с провозом оружия на самолётах Аэрофлота. Пистолет у меня вписан в командировочное удостоверение, милиция на контроле в аэропорту меня пропустила. А при входе в самолёт бортпроводница потребовала, чтобы я сдал ей обойму с патронами. Отдал я ей обойму, а пистолет со второй обоймой остался у меня. Так я и летел «вооружённый» на Ил-18 до Магадана и дальше до Анадыря.
Горка у Дома Офицеров
– И вообще, Дом Офицеров был довольно заметным местным «культурным» объектом. Здесь был относительно большой зрительный зал, в котором проводились различные собрания, концерты, а также ежедневно показывали кино. В Доме Офицеров была хорошая библиотека, пользовалась популярностью. Было здесь и приличное кафе, в котором можно было посидеть, выпить кофе и не только. В нём периодически проводились различные торжества.
Помимо этого кафе было ещё одно подобное заведение в посёлке, куда можно было заглянуть на «рюмку чая», это ресторан «Чукотка». Находился он рядом со штабом нашего полка, буквально «через дорогу». Представлял собой такое же одноэтажное деревянное здание «барачного» типа, как и наш штаб, да и многие другие. В дни предварительной подготовки и другие дни, когда лётный состав находился в штабе, особо желающие могли спокойно посещать буфет ресторана, что и делали.
Надо сказать, что от монотонных часов сидения в штабных классах, лётный состав отвлекался не только в «Чукотку». В тёплое время года проводили время и на волейбольной площадке прямо у штаба, и на футбольном поле недалеко за «Чукоткой». А зимой была возможность поиграть в хоккей в закрытом помещении. На удивление был в Угольных Копях закрытый небольшой каток. Не ахти какое деревянное сооружение, больше похожее на большой сарай, но роль оно свою успешно выполняло, там можно было покататься на коньках и даже проводились хоккейные «матчи».
На фото декабрьские сугробы уже достали до «трибуны» Дома Офицеров и получилась отличная горка для местной пацанвы. По дороге из школы домой всегда школьники задерживались на этой горке при любой погоде, которая только позволяла посещать школу. А часто и тогда, когда в школу по погоде идти не надо было.
Солнечный день
– В декабре светлое время дня занимало всего несколько часов, но при этом бывали и такие дни, когда не очень яркое солнце «радостно» освещало заснеженные улицы и дороги, жилые дома, разные постройки и сооружения. На фото типичная картинка барачного типа одноэтажных домов, с обязательными, тянущимися над землёй теплотрассами. Почему-то было много столбов по улицам, хотя установить столб в вечной мерзлоте было непросто. Может потому много столбов, что это одна из главных улиц Угольных Колей – улица Советская.
Вроде середина зимы, на Чукотке снег идёт часто и его должно быть много. Но всё дело в часто дующих ветрах, которые просто выдували снег и сугробы оставались только под прикрытием домов и разных сооружений. Остающийся снег, постоянно «обрабатываемый» сильными ветрами, превращался в твёрдый наст. По нему было легко ходить, не проваливаясь. По такому насту и автомобили могли ехать, не проваливаясь.
Признак того советского времени, - чуть ли не на каждом даже затрапезном здании висели различные агитационные плакаты. Вон виднеется плакат с римской цифрой XXVI, - обычно так писали про съезд КПСС.
30.03.2025 – Севастополь.