Знаешь, что самое обидное? Не когда кто-то откровенно хамит — тут всё ясно, можно в лоб зарядить (словом, конечно). А когда улыбаются, наливают тебе чай — и между пирожком и тостом вдруг такое ляпнут, что хоть тарелкой прикрывайся.
— А ты, Вера, всё одна? Наверное, характер у тебя сложный.
Как на дне рождения у двоюродного брата: вроде праздник, вроде все улыбаются — а потом бабушка Тамара с ехидной добротой ляпнет, что «все нормальные уже давно по парам».
И вроде бы «ничего такого», а на сердце как будто царапнули.
И ты сидишь, смотришь на их довольные лица и думаешь:
«А вот если бы я встала и…»
Ты бы как ответил, а? Улыбнулась бы или под салат залезла?
И вот что странно: такие сцены повторяются в каждой семье, на работе, да и просто в жизни. Словно по сценарию — один говорит гадость, другие хихикают, а ты с чаем в руке и комом в горле. Словно репетиция перед концертом сельского КВН — и все знают, кто «клоун», а кто «мишень».
Иногда единственный способ выиграть — это не бить в морду, а смотреть так, чтобы у человека в голове наступил ступор.
Вот сижу я на семейном застолье.. Скатерть в цветочек, селёдка с лучком, тосты про здоровье. И тут тётя Люба начинает язвить:
— Вечно один, с книжками своими. Не женился ещё? Или так и будешь «психологию читать» до пенсии?
И вся родня — ха-ха-ха.
И у тебя в голове щёлкает. Не потому что обидно, а потому что вот оно — типичное. В лоб не ударишь, но задело по-живому. Знакомо, а?
Вот скажи — ну зачем люди на полном серьёзе думают, что язвить — это смешно? Они что, Жванецкие в изгнании?
И каждый раз думаешь: «Ну почему я снова в этом спектакле?» А ведь самое интересное начинается дальше.
Ты сидишь, обложенная «шутниками», и не знаешь — то ли спокойно ответить, то ли просто встать и уйти, пока не стало совсем тошно. Или, может, сразу в ванну — рыдать. А самое мерзкое — они это называют «шуткой».
Но знаешь, что меня спасло? Я начала смотреть на всё это не как на обиду, а как на игру — и у этой игры есть свои приёмы. Делюсь самыми рабочими — проверены на родственниках, коллегах и даже соседях:
Спокойный взгляд и молчание
Смотришь спокойно. Молчишь. Ни улыбки, ни злости. Просто смотришь. Люди начинают теряться. Паника в глазах: «А что, не зашло?» Как будто рассказали анекдот на похоронах — и вдруг поняли, что не та публика.
Помнишь, как Гоша из «Москва слезам не верит» просто молчал, когда ему пытались «объяснить, как жить»? Вот оно. Не слово, а взгляд — и всё становится ясно. И если первый приём — молчание — действует как ледяной душ, то второй бьёт точечно.
"А что смешного?"
Говоришь ровно:
— А что именно смешного?
И всё. Стая разваливается. Шутка рассыпается, как карточный домик. И все вдруг понимают, что смеялись непонятно над чем.
И ведь никогда не скажут прямо. Начнут мямлить, как школьники у доски: «Ну это же... ну ты понимаешь...» — а ты не понимаешь. Потому что не смешно. Потому что не надо было говорить.
Ну а если хочешь совсем сбить с толку — третий способ идеален.
Уверенное согласие
— Да, я такая. И мне всё равно.
— Конечно, я ошибаюсь. Бывает.
Никто не знает, что сказать в ответ. Они ждали жертву, а не человека, которому всё равно и который не парится по таким пустякам
Пример из жизни: приходит соседка тётя Зина и говорит, что у тебя пыль на балконе — а ты ей: «Да, и паутина тоже есть — она у меня как инсталляция: “Балкон холостяка”.» И всё — игра окончена.
Иногда лучший ответ — вообще не сопротивляться. Это их обескураживает больше всего.
Иногда проще согласиться, чем спорить. Потому что с некоторыми людьми лучше просто кивнуть — и сохранить себе вечер и настроение.
Юмор в ответ
— Ты с бодуна?
— Пятница была такой мощной, что воскресенье обиделось. Типа: посидели весело — а теперь два дня из комы выходишь. Как будто выхватил микрофон у занудного тамады и сам зарядил “Катюшу” — не идеально, но зато от души и все оживились.
Ты перехватываешь смех. Управляешь им. Уже ты шутишь, а не над тобой.
Помните, как Жванецкий говорил: «Умный поймёт, а дурак обидится»? Вот и вся логика. Лучше пошутить, чем впадать в серьёзность, особенно если собеседник явно не дорос до диалога.
А если и юмор не помогает — пора применить последнее средство.
Уход
—Мне скучно.
— У вас, похоже, день сарказма. Удачи.
И я встала. Без пафоса, без хлопков дверью. Просто вышла из этого балагана — спокойно, с достоинством.
Вот буквально недавно была история. Живой пример, как это работает.
Та же тётя Люба на очередном семейном застолье. Я ей спокойно:
— Да, не вышла замуж. Зато сплю спокойно.
И добавила, глядя ей в глаза с самой невинной улыбкой:
— А дядя Коля как, снова к соседке подкатывает?
Иногда лучший способ защититься — это мягко напомнить: у каждого в шкафу есть свои скелеты.
Главное — не брызгать ядом в ответ, а просто глянуть, как в анекдотах про хитрых дедов: с ухмылкой, молча, будто говоришь “ну-ну, продолжай…” — и всё, человек сам себя закопает.
Тишина. Кто-то поперхнулся пюрешкой.
После этого вечера я в который раз убедилась: сила — не в крике и не в сарказме. Сила — в том, чтобы не ввязываться в чужую грязную игру.
Вот и всё. Те, кто подкалывает, делают это не от ума. Просто им нужно за счёт кого-то почувствовать себя выше.
А ты — не мишень. Ты — зритель.
Как на той свадьбе, где тамада вдруг начинает жечь тосты «ниже пояса», и если никто не хлопает, он быстро переходит к следующему блюду. Потому что шоу без зрителей долго не живёт.
Пусть себе играют в «остроумных». Пусть дальше цепляют кого угодно — зятя за пузо, племянницу за внешний вид, подругу за развод. Только без тебя. У тебя дел полно — как у главврача в эпидемию. А нервы — штука тонкая: раз пощипали и ......
Как говорил Штирлиц: «Лучше уйти вовремя, чем потом оправдываться». Пусть он говорил это про разведку — но в жизни это правило работает вообще безотказно.
Так что не бойся выйти из-за стола.
Не бойся показаться «чувствительной».
Бояться стоит другого — стать той, кто годами смеётся над другими, потому что сама давно не умеет смеяться по-настоящему.
Сохрани своё тепло. Уходи, когда надо. И помни: смеяться можно — и без яда.