Найти в Дзене
КруиЗеро

Субмарина «Sindbad» в Хургаде: личные впечатления

Сергей Балакин

Подводная лодка «Sindbad» в районе Хургады. Здесь и далее - все фото автора
Подводная лодка «Sindbad» в районе Хургады. Здесь и далее - все фото автора

На фоне активного обсуждения жуткой и невероятно нелепой катастрофы туристической субмарины «Синдбад», произошедшей 27 марта на египетском курорте Хургада, мне вспомнилась история 15-летней давности. В ноябре 2010 года мы с женой совершили экскурсию на такой же подводной лодке, имевшей то же название и принадлежавшей той же компании Sindbad Submarines. И сейчас расскажу о личных впечатлениях, которыми, кстати, за прошедшее время я подробно ни с кем не делился.

Экскурсионная подводная лодка «Sindbad В» (проект Mobimar Mark III), ноябрь 2010 г.
Экскурсионная подводная лодка «Sindbad В» (проект Mobimar Mark III), ноябрь 2010 г.
Капитан субмарины отдыхает между погружениями
Капитан субмарины отдыхает между погружениями

Но для начала - немного про матчасть. В большинстве нынешних публикаций СМИ затонувший «Синдбад» именуется батискафом, что является ошибкой. Не буду тратить место на разъяснение – кто захочет узнать, что такое батискаф, может сделать это сам (хотя бы прочитать в Википедии). Правильнее называть «Синдбад» экскурсионной подводной лодкой. Или мезоскафом, хотя этот термин в русском языке применяется крайне редко.

Сегодня ведущими мировыми производителями экскурсионных субмарин являются канадская фирма Atlantis Submarines International и финская Mobimar. Последняя спроектировала в 1986 году удачную модель Mark II, именуемую также LS 250 и ставшую прототипом всех последующих туристических подлодок фирмы. Позже конструкторы Mobimar разработали проект Mark III, ставший самым массовым в своём классе. В нём, в частности, была усовершенствована балластная система (теперь подлодка могла всплывать с глубины 25 метров всего за две минуты), упрощено техническое обслуживание механизмов, заменена аккумуляторная батарея, винторулевые колонки оснастили электродвигателями переменного тока. Лодки этого типа были способны ежедневно совершать по 7-10 45-минутных погружений, что существенно повысило рентабельность их эксплуатации.

Подводная лодка серии Mobimar Mark III, рис. автора
Подводная лодка серии Mobimar Mark III, рис. автора

Тактико-технические характеристики:

  1. Длина - 18,6 м
  2. Ширина - 3,85 м
  3. Осадка в надводном положении - 3,1 м
  4. Водоизмещение - 106 т
  5. Мощность пропульсивной установки - 6х15 кВт
  6. Скорость хода - 2 узла
  7. Предельная глубина погружения - 75 м
  8. Число пассажиров - 48 чел.
  9. Экипаж - 2 чел.

Всего компания Mobimar построила 7 субмарин типа Mark III; ещё одна - бывшая японская «Coral Marine» - в 1995 году была модернизирована по этому проекту из более ранней модификации Mark II. Это переоборудование проводилось по заказу её нового владельца - египетской компании Sindbad Submarine. Обновлённая лодка была доставлена в Хургаду и переименована в «Sindbad». Эксплуатация субмарины на популярном курорте принесла солидную прибыль, и компания-оператор заказала вторую лодку - «Sindbad В», уже сразу строившуюся по проекту Mark III. Вот на ней-то мне и довелось совершить подводную экскурсию в 2010 году.

С целью экономии заряда аккумуляторных батарей компании Sindbad доставляет субмарины к месту старта на буксире
С целью экономии заряда аккумуляторных батарей компании Sindbad доставляет субмарины к месту старта на буксире

Тем временем финские конструкторы разработали новый проект туристической субмарины Mark V, отличавшейся прежде всего мощными аккумуляторными батареями, обеспечивающими запас хода в три раза больше, чем у Mark III. Первая лодка Mobimar Mark V была построена в 2003 году для заказчика из Южной Кореи. Судя по всему, к этому типу принадлежат и обе нынешние субмарины египетской компании Sindbad Submarines, пришедшие на смену паре своих предшественниц.

Итак, теперь о впечатлениях от погружения в воды Красного моря на экскурсионной подлодке «Sindbad В». Программа экскурсии была полностью идентична той, что предлагается сейчас. Да и сама субмарина почти не отличается от нынешних.

Днём субмарины базируются в море у плавучего причала
Днём субмарины базируются в море у плавучего причала
На плавпричал туристов доставляют быстроходные катера «Sindbad Express»
На плавпричал туристов доставляют быстроходные катера «Sindbad Express»

Подлодка днём находится в море у специального плавучего причала-понтона, стоящего на якоре. Купивших билеты туристов доставляют с берега на быстроходном катере, после чего те переходят на плавпричал и через верхний люк спускаются в корпус субмарины.

Спуск в салон лодки осуществляется через люк по вертикальному трапу. В аварийном случае пассажирам быстро выбраться наверх не получится…
Спуск в салон лодки осуществляется через люк по вертикальному трапу. В аварийном случае пассажирам быстро выбраться наверх не получится…
                         Салон субмарины и капитан
Салон субмарины и капитан

Само подводное путешествие продолжается около 45 минут. За это время подлодка отходит от причала, погружается, как утверждают, на глубину 25 метров, совершает круг над морским дном и всплывает на поверхность.

Ходовая рубка за стеклянной дверью… Хотя скорее это не рубка, а кабина пилотов
Ходовая рубка за стеклянной дверью… Хотя скорее это не рубка, а кабина пилотов

Пассажиры рассаживаются на сиденьях лицом к бортовым иллюминаторам. Последние имеют большой диаметр, что обеспечивает хороший обзор. При погружении и всплытии перепада давления не чувствуется, однако к концу плавания внутри корпуса становится душновато.

Внутри подлодки «Sindbad В», ноябрь 2010 г.
Внутри подлодки «Sindbad В», ноябрь 2010 г.
На глубине вид в иллюминатор довольно унылый
На глубине вид в иллюминатор довольно унылый
Покоящиеся на дне скульптуры и обломки затопленного корабля - это декорации для туристов
Покоящиеся на дне скульптуры и обломки затопленного корабля - это декорации для туристов

Следует заметить, что на значительной глубине даже при ярком африканском солнце света недостаточно, и наблюдаемая в иллюминатор картина лишена ярких красок. Если бы не аквалангисты, плывущие рядом с лодкой и подкармливающие рыб, то временами пассажирам было бы просто скучно. Поэтому если вы хотите насладиться красочными картинами коралловых рифов, то лучше прокатиться на полуподводном судне или катере со стеклянным дном. А совершить погружение на настоящей подлодке рекомендую лишь тем, кого привлекает сам факт реального подводного плавания, кто хочет ощутить таинственный полумрак глубины и многометровую толщу воды над головой.

-14
Неожиданно в иллюминаторе появляются аквалангисты…
Неожиданно в иллюминаторе появляются аквалангисты…
-16
Чтобы развлечь зрителей, дайверы сопровождают лодку и подкармливают рыб
Чтобы развлечь зрителей, дайверы сопровождают лодку и подкармливают рыб
Эпизод подводного шоу: дайвер на большой глубине снимает с себя акваланг
Эпизод подводного шоу: дайвер на большой глубине снимает с себя акваланг

Осознание того, что однокорпусное судно лишено поперечных переборок и подводных спасательных средств, а также имеет ничтожный запас плавучести, добавляет в кровь определённую порцию адреналина. Не нужно напрягать фантазию, чтобы представить себя одним из подводников-первопроходцев и мысленно встать в один ряд с отважными покорителями морских глубин:)

Билет на подводную лодку «Sindbad» (2010 г.)
Билет на подводную лодку «Sindbad» (2010 г.)

Все фотографии сделаны автором в ноябре 2010 г.