Найти в Дзене
Родина Вампилова

Говорили наши деды: МАЛОВЫ́ТНЫЙ

(человек, который мало ест). В многотомнике "Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири" приведены устные народные рассказы о традиционном укладе жизни, об историческом прошлом русских крестьян, их психологии. Встречающиеся характеристики отдельных человеческих качеств и особенностей дают нам представление о ценностях того времени. Так, мы узнаëм, что работника, имеющего отменный аппетит, называли "жóркий", "ëмкий". Наличие аппетита напрямую связывали с трудовыми возможностями человека. Существовала примета: "Как работает - так и ест". Человека, отличающегося плохим аппетитом, называли маловы́тным. Вот как об этом вспоминают жители Иркутской области и Забайкальского края: Александра Василисовна Мазур (1932 г.р.), с. Трифоново Казачинско-Ленского района Иркутской области: "Маловытный, говорят, человек, значит, совсем мало ест. Маловы́тный. У них вот счас Шура-то была. Ты знаешь, у них все маловытные. Вся семья. Éрминские прозвище. Отец-то у их был Ерма Егорыч. Éрма Егорыч.

(человек, который мало ест).

В многотомнике "Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири" приведены устные народные рассказы о традиционном укладе жизни, об историческом прошлом русских крестьян, их психологии.

Встречающиеся характеристики отдельных человеческих качеств и особенностей дают нам представление о ценностях того времени. Так, мы узнаëм, что работника, имеющего отменный аппетит, называли "жóркий", "ëмкий". Наличие аппетита напрямую связывали с трудовыми возможностями человека. Существовала примета: "Как работает - так и ест".

Человека, отличающегося плохим аппетитом, называли маловы́тным.

Вот как об этом вспоминают жители Иркутской области и Забайкальского края:

Александра Василисовна Мазур (1932 г.р.), с. Трифоново Казачинско-Ленского района Иркутской области:

"Маловытный, говорят, человек, значит, совсем мало ест. Маловы́тный. У них вот счас Шура-то была. Ты знаешь, у них все маловытные. Вся семья. Éрминские прозвище. Отец-то у их был Ерма Егорыч. Éрма Егорыч. Вот дети его. Они вот таки больши ду́бья! Здоровые мужики, а едят мало совсем. Вот их маловы́тными и зовут. Éрминские - маловы́тные, говорят."

Терентий Николаевич Смолин (1927 г.р.), пос. Чунский Чунский район, Иркутская область:

"У нас тангусы́ всё стояли. Оне чай любили пить. Вот мать поставит самовар (ведëрный был у нас), эти плитки были, чай был пилëный, китайский. Большие плиты такие были, зелёный, оне длинные. И вот оне эту плитку заваривают сразу на один раз. Она как чáга получается, а на вкус белену́чая-белену́чая.

[-- Горькая, да? - Собир.]

-2

Но. И вот оне сидят и швы́ркают еë. С них пот идёт, оне вытираются тряпкой, как чалдóны всё рамно, и ешшо пьют, токо покряхтывают. Выпили самовар, мать другой налиëт, кипятит.

А кипятили углëм. А чтобы он разжëгся хорошо, эти брóдни у нас были, и́чиги были и брóдни (сами шили). Счас переворачиваешь этот брóдень - и пошёл его дуть. Как мех получается. Его этим воздухом, а там решëтки внизу кругом, их раздуват, и он - всё - загорелись угли. Глядишь, всё так подлаживаешь угли туда, и через полчаса самовар скипел.

Тангусы́ любили чай пить этот белену́чий. И у них почему жёлтые лица были такие: оне же чай большинство. Оне такого исть мало ели, оне маловы́тный народ. Мясо ели, чай пили густой. Так пьют, дай Боже! Как чифи́р, горечь одна. Счас говорят: чифиря́т, а это от них, видать, пошло. Потому что чаю густого напьётся человек - у него кровообрашшенье..."

Варвара Фёдоровна Муратова (1920 г.р.), с. Догьë Газимуро-Заводской район Забакальского края:

"Маловы́тный - ну мало ест и дюжит. Вот и называется маловы́тный.

Вот бабушка наша, если кто вот заболеет, ну, ребëнок, плохо ест, она говорила:

-- О-о-о, дéва, - говорит, - ребёнок-то выть потерял.

Ну, аппетит потерял. Аппетиту нету, выть потерял."