— А вы, милочка, были ли замужем? — хозяйка показала рукой на стул, предлагая присесть. Сама же устроилась во главе стола, показывая, тем самым, свою высокую значимость в этом доме.
— Почти, — раскрасневшаяся от смущения Анна не могла слукавить, потому как ее с детства учили говорить только правду.
Глава 2
— Поясните, — Варваре не понравилось, что ее сын вновь выбрал порченную девку.
— Встречались, но не сложилось, — Аня то опускала, то поднимала глаза.
«Врет» — подумала Варвара и тут же натянула улыбку, чтобы казаться более гостеприимной.
— И кем же вы работаете, если не секрет?
— Мама, я же тебе говорил, — Сергей понял, что мать не в восторге от его новой пассии.
Но Варвара будто не слышала его.
— Сколько вам лет? Откуда вы? — напирала она на застенчивую гостью.
— Работаю дояркой, — начала по порядку Аня, — мне сорок лет, приехала из деревни Сосновка.
— Опять деревенщина, — вслух подумала Варвара, закатив глаза.
Аня и Сергей переглянулись.
— А давайте пить чай! — подскочил Сергей к чайнику.
— Подожди, — Варвара не сводила строгого взгляда с будущей невестки. — Аня? Так, кажется, вас зовут?
Женщина кивнула.
— Так вот, Аня, — поправив оборки на груди, Варвара откашлялась, — мой Сереженька воспитан в лучших традициях интеллигентной семьи.
После этих слов Сергей вытаращился на мать, ожидая, что она скажет далее. Варвара, глядя на Анну, думала, что та вставит какое-то умное слово, но заядлая доярка не умела говорить красиво, и хозяйка продолжила свою пламенную речь:
— Он не любит мятые рубашки, не приемлет грязь в доме и просто обожает разные блюда. Кстати, я тоже люблю, когда на столе разнообразие, а не один и тот же суп с толстым слоем жира.
— Я так и думала, — кивнула Анна, намекнув на нездоровую худобу будущей свекрови.
— Что вы имеете в виду? — насторожилась Варвара.
— То, что вы любите разнообразие в еде, — подчеркнула Анна.
Чайник на плите засвистел и Сергей, выключив его и достав из навесного шкафчика кружки, начал готовить чай.
— Посмотрите, как он старательно заваривает душистый напиток, — Варвара обратила внимание на движения сына. — Видите, сначала обдал кипятком заварничек, сейчас насыплет чайных листочков и зальет кипятком.
— Угу, — Анна не понимала, к чему столько лишних манипуляций с обычным чаем.
— Вы какой любите, длинный или короткий? — Варвара начала стучать пальцами по столешнице.
Еще гуще покраснев, Анна не нашлась, что ответить. И вдруг Варвара поняла ее долгое молчание и тоже покраснела.
— Чай разливается по -разному, — заговорила она заикающимся голосом. — Сереженька, мне длинный. Надеюсь, ты не забыл.
— Сейчас заварится и налью, — Сергей открыл другой шкафчик, чтобы поставить на стол пряники и печенье, но мать остановила его:
— Аня, надеюсь, пьет с сахаром? Так что сладости не доставай. Много сахара вредно для зубов.
Прикрыв дверцы, Сергей сел рядом с невестой, которая не на шутку взмокла от строжайшего тона его матери. Давящая обстановка не давала расслабиться, и Аня, бросая короткие взгляды на хозяйку дома, не могла скрыть своего стеснения. Огромное желание овладело гостьей, и ее одолевали мысли о скорейшем уходе. Но нельзя просто взять и попрощаться, нужен был повод. Но какой?!
— Аня, каковы ваши планы на будущее с моим Сереженькой?
— Мам, какие планы? Поженимся и будем жить…
Варвара метнула молнии, оскорбившись, в сторону сына, и он замолчал.
— Сынок, я тебя не узнаю. Ты никогда не перебивал мать, — процедила она сквозь зубы, пытаясь сдерживать свои эмоции. — Аня?
Та глубоко вздохнула и, наконец, заговорила:
— Сережа хочет, чтобы мы жили с вами, но у меня есть свой дом… Пусть и не такой ухоженный, — огляделась она, — но уютный. Этот дом я получила в наследство от дальней родственницы и…
— И где же вы жили до того, как решили переехать сюда?
Аня замялась. Она не хотела рассказывать о себе всю подноготную, потому что ее прошлое, по сути, никого не касается.
— В доме родителей.
— До сорока лет?
— Нет, родители умерли, когда мне было двадцать.
— Печально, но это не отменяет того, что вы собираетесь стать частью нашей семьи. Кстати, вы умеете управляться по хозяйству так, чтобы к вам было невозможно придраться?
— Я все умею!! — выпалила Анна внезапно, не заметив, как загрубел ее голос.
— Хм, хорошо. Тогда будьте так любезны, не сочтите за труд, приготовьте для нас славный ужин. Мне сегодня что-то не здоровится. Я пока пойду прилягу, а через час позовете.
Варвара встала и, демонстративно приложив ладонь ко лбу, удалилась в свою комнату. Сергей был не просто ошарашен предложением матери, он впал в ступор, застыв у стола. Аня не стала раздумывать, спросила, где у них лежат овощи, разделочная доска, кастрюли. Сергей положил на стол всё, что просила его невеста, и сел на стул, понаблюдать, как она расторопна.
Послушная Аня через час приготовила незатейливый ужин. Она отварила картофель, нарезала его некрупными кусочками, полила растительным маслом, посыпала зеленью. Постный суп из картофеля, моркови и вермишели она слегка приправила петрушкой и укропом, компот сварила из свежих яблок, который подсластила душистым медом. Накрыв стол, женщина пригласила хозяйку. Варваре не понравился ужин. Бросив ложку в тарелку, она сказала:
— Такое только свиньям давать, а не людей кормить!!
— Вы же сказали, что любите здоровую пищу, — растерялась Аня.
— Здоровую, а не до такой степени пустую. Похлебка для нищих!
— Скажите, что именно вы хотите съесть, я приготовлю, — заморгав часто-часто, Аня выдавила наивную улыбку.
Варвара хмыкнула:
— Цыпленок табака, салат и пирог с вишней.
Вишня еще не поспела, и Аня решила добавить в тесто вишневое варенье, которое она сама варила еще в прошлом году. А чтобы грубая мать Сергея больше не повышала на нее голоса, Аня принесла из дома новые скатерти и постельное белье. В подарок. Варваре понравилось, что будущая невестка пытается ей угодить.
— Ну что ж, если вы так любите друг друга, тогда женитесь, — откусывая добрый кусок от пирога, сказала женщина.
***
Свадьба состоялась в местной столовой. Чтобы отметить ее с размахом, Варваре пришлось надавить на Аню:
— Продай свой дом, жить будете в моем. Так как накоплений у нас нет, сама понимаешь – время сейчас тяжелое – придется тебе самой устраивать пиршество. Остаток денег передашь мне, чтобы впустую не были потрачены. Мы же скоро станем одной семьей!
Дом был продан очень быстро. Скрепя сердце Аня передала оставшуюся часть денег Варваре Петровне, та, получив приличную сумму, припрятала ее в своей комнате.
— Теперь соседушки замолкнут, — причитала она каждый вечер, пересчитывая хрустящие купюры. — А то взяли моду сплетни про моего Сереженьку распускать. То слаб по мужской части, то девки от него бегут, потому что он маменькин сынок… А вот вам! — тряся фигой в воздухе, хохотала она, — мой сынок такую тихоню в жены взял, что вашим и не снилось. Заживем, сыночек. Так заживем, что все обзавидуются.
Рассчитывая на то, что невестка всегда будет заглядывать ей в рот и прислушиваться к каждому ее слову, Варвара придумывала для нее новую работу. Золушка, ей-богу! Истинная Золушка, которую мачеха третировала с такой изощренностью, что даже мертвый «позавидует».
Первый год Аня вела себя тише воды ниже травы. Молча сносила упреки, старалась успевать по дому, хотя жутко уставала от негатива в чужом доме. Вот и Сергей уже косо поглядывает на жену, которая неохотно ложится с ним в постель. То у нее головные боли, то спину скрючило.
— Я весь день дрова складывала, — шмыгала носом Аня, трясясь под одеялом от озноба. Вспотев от тяжелой работы, она скинула с себя фуфайку и продолжила возиться с дровами в теплой жилетке. Но мороз пробрался под одежду, и женщина мигом простудилась.
— Всё с тобой ясно. Надо было помоложе искать, — фыркнул на жену Сергей, отворачиваясь к стене. — Стареете, чтоб вас.
Утром Аня проснулась в разбитом состоянии. Суставы ломит, в жар бросает, нос заложен. Взглянув на будильник, стоявший на комоде, она поняла – проспала.
— А что это у нас завтрака на столе нет! — вышла в кухню свекровь. — Это что за новости? Анька!! Кто тебе позволил спать до обеда, когда семья голодная??
Аня оделась и подошла к Варваре Петровне. Та пристально посмотрела в ее припухшие глаза.
— Ты что, пила вчера?
— Вы же знаете, я совсем не пью, — отозвалась та охрипшим голосом. — Приболела. Вы тут сами что-нибудь поешьте, а мне на работу пора.
— Да ты что? Не выспалась, что ли? Быстро пеки оладьи и за уборку принимайся!! — взбесилась свекровь.
— Я опаздываю, — Аня уже сунула ноги в валенки.
— Живешь у нас на всем готовом, еще и огрызаешься?? Тебе напомнить, откуда ты к нам пришла?
— Хватит!! — Анька быстрым шагом приблизилась к наглой женщине вплотную. — Я такая же, как и вы, деревенская.
— С чего это? Мы – городские, вообще-то, — свекровь перекосило от злости.
— Хватит врать, — зашипела Анна, приблизив свое лицо к ее длинному носу. — Я давным-давно в курсе, какие вы городские. Что, Сережкин папка не таким дураком оказался, да? Не смогла ты его от жены отвадить? И в деревню свою возвращаться с ребенком на руках стыдно было? Поэтому ты сюда приползла, подальше от соседских глаз?