Сегодня поговорим о фильме, где красота дружит с сатирой, философия с глупостью, а величие с убожеством. Это фильм "Великая красота"(2013) режиссера Соррентино.
По итальянски "La grande bellezza". Красивое название к красивому фильму. Но суть фильма такова, что ему больше соответствует название "Ярмарка тщеславия" . Но как вы знаете, Теккерей опередил Соррентино на 66 лет.
Теккерей и Соррентино
Блистательный сатирик Теккерей в прологе к своему бессмертному роману представил себя как бродячего артиста-кукольника, готовящегося разыграть перед зрителями представление.
Изящный режиссер Соррентино вывел на арену тщеславия Джепа Гамбарделлу, тоже яркого публичного человека, автора нашумевшего бестселлера «Человеческий аппарат», который ведет себя в кадре как тот же артист.
Кроме тщеславия в сюжете, авторов объединяет смешение жанров драмы и сатиры. Поэтому если бы Теккерей дожил до 21 века, он отдал бы название своего романа фильму Соррентино, где с хронометражем почти 3 часа миниатюрно представлено современное общество, которое за 66 лет ничуть не изменилось.
Сюжет фильма
Из темноты ночи мы видим эту развлекающуюся публику. Они, как аристократы в фильме Антониони «Приключение», как кинозвезды и журналисты в фильме Феллини «Сладкая жизнь», здесь все и сразу выходят на авансцену.
В современном Вавилоне мраморных дворцов, вилл с дизайнерским ландшафтом и притягательных террас остается только наслаждаться жизнью, поэтому все веселятся. Но с грустью наблюдает за ними лишь один человек, элегантный, остроумный, талантливый, но разочарованный 65-летний Джеп Гамбарделла, писатель и журналист, не расстающийся со стаканом джина с тоником.
И почему? – мы узнаем в конце фильма.
Так о чем «Великая красота»? Здесь и кроется загадка кудесника кино Соррентино, который хотел назвать картину "Аппарат человека" - по названию романа главного героя фильма.
Задумка режиссера – фильм о вдохновении. Не случайно вилла главного героя с видом на Колизей.
Что бы не происходило перед творцом, он вдохновляется. И когда говорят – главный герой – это уставший от жизни ловелас, спрошу, а сколько вы друзья выдержите минут смотреть такое занудство. Вот-вот. Ни одной!
Прожжённого гуляку, гедониста и ходока по юбкам Джепа Гамбарделла очень органично выдал актер и сценарист Тони Сервилло. По сути, писатель сыграл роль писателя. Но как? Здесь слова рассыпаются, как песок сквозь пальцы, и остается слово «Филигранно!»
В молодости он написал потрясающую книгу, и всю жизнь маялся журналистикой.
В роли модной актрисы перформанса Талии Концепт зритель будет наслаждаться игрой Аниты Кравос. Актрисе удалось карикатурно вывернуть наизнанку весь идиотизм новомодных течений.
Жгучая девица Рамона, дочь владельца ночного клуба родилась из игры актрисы Сабрины Ферилли, она помешана на своей внешности.
Героев много, они яркие, как будто театр марионеток, там Пульчинеллу вы точно найдете.
Но финал так грустен, что зритель опять удивится, как провел его вокруг пальца Соррентино. Пожалуй, трагикомедия разыгрывается перед нами.
Чем еще можно наслаждаться?
Фильм можно смотреть и не включая звук и не замечая героев. Настолько превосходны крупные планы оператора. И у него есть имя Лука Бигацци. Так показать Рим от церкви Санта-Мария-дель-Приорато и Колизея до старой железной уличной колонки, так показать обаяние «Вечного города», теплоту его улиц, утонченность аристократии, маскарадность перфомансов, гармонию и симметрию в архитектуре, и интригу в сюжете – это неописуемо. Действительно, у Соррентино, как и с "Молодостью" вышел многогранный алмаз, куда не поверни - зависаешь с отвисшей челюстью, как пес, которого привели выгуливать, например, в варьете.