Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Гидрография как средство разведки, и наши корабли за этой работой

А разве знаменитые путешественники, закрашивавшие "белые пятна" на картах, не были разведчиками в том числе? Исследовавшими ресурсы данных областей, возможные пути движения войск, и что могло препятствовать этим передвижениям и т.п.?

Морское дно до сих пор является кое-где "терра инкогнита" и если одна страна имеет сведения о каком-то районе подводных территорий, то это не факт, что она станет делиться ими с другими. Так что приходится потрудиться самим в их исследовании.

Что касается России, то англичане например уверены, что делается это исключительно в злонамеренных целях. Каких?

Вот в 2023 году датчане выявили, что годом ранее несколько российских гражданских судов проводили детальную разведку морских ветровых электростанций, газовых труб и силовых кабелей в Балтийском и Северном морях. Конечно, можно прикинуться шлангом и говорить - а как исследовать морское дно, не замечая при этом трубопроводов и кабелей, нынче густо его устилающих? Но я лично считаю, что знать, где что проложено - очень хорошо, ведь нарушение подводной инфраструктуры вероятного противника - вещь весьма полезная.

"...Системная атака на коммуникационные кабели и линии энергоснабжения может привести к экономическому разрушению, хаосу и потенциальной гибели людей в течение недель или месяцев, которые потребуются для восстановления этих услуг. Великобритания, Скандинавия и страны Балтии очень зависят от такой морской инфраструктуры и особенно уязвимы. У России есть свои уязвимости, но она гораздо меньше зависит от подводной инфраструктуры, поэтому у НАТО ограниченные возможности для прямого ответа тем же..." стонут англичане. Правда, до сих пор рвались как европейские, так и российские подводные кабели, о чём я писал в отдельной статье.

А трубопроводы взорваны исключительно российские, правда британцы с присущей им наглостью отмечают, что - Besides the Nordstream attack which has not conclusively been proven to be the work of the Russians, there is speculation that a they have already conducted a small scale ‘capability trials’. -

" Помимо атаки на Nordstream, которая не была окончательно доказана как работа русских, есть предположение, что они уже провели небольшие «испытания возможностей»". Хайли лайкли как всегда, а насчёт Северного потока просто подлятина.

"...До 50 российских судов в Балтийском море были замечены в необычных рабочих схемах с использованием открытых источников, таких как мониторинг коммуникаций и в редких случаях AIS, когда они включены. Невоенные суда с выключенным AIS обычно занимаются гнусной деятельностью, но их перемещения были отслежены путем перехвата отчетов о местоположении. Теперь частью официальной российской военной доктрины является следование китайской практике использования своего гражданского флота, от рыболовных до грузовых судов, которые могут быть использованы в гибридной войне. Внешне невинные суда могут вести наблюдение и сбор разведданных, возможно, оборудованы для развертывания автономных систем. Потенциально они также могли бы скрытно устанавливать морские мины на мелководье Балтийского и Северного морей..."

Ну, про китайцев-то они загнули. Наш торговый флот передавал куда надо сведения о любой замеченной военной деятельности ещё тогда, когда китайцам было не до того, да и флот у них был так себе.

Особое недовольство у отощавшего британского льва вызывает наше гидрографическое судно "Адмирал Владимирский"

Последнее из шести судов, построенных в Польше в 1975 году для Советского Союза, оно наблюдало за учениями НАТО в прошлом, хотя также использовалось для более невинных задач по гидрографии и океанографии. Оно способно выполнять миссии подводного наблюдения, а также собирать электронную (ELINT) и сигнальную разведку (SIGINT) [это вид разведки, который занимается перехватом и анализом сигналов, включая, но не ограничиваясь, радиосигналами, телефонными разговорами и интернет-трафиком] и недавно совершило плавание, проявляя особый интерес к ветряным электростанциям от Балтийского до Северного моря. Датские журналисты фактически приблизились к судну на небольшой лодке, когда оно стояло на якоре в Балтийском море, и заметили вооруженных людей в форме на верхней палубе. [Какой ужас! А ведь судно относится к Гидрографической службе ВМФ России, так что тут удивительного?]

«Владимирский» был замечен за ведением наблюдения у северо-восточного побережья Шотландии в середине ноября 2022 года. Он прибыл из Балтики и в течение 3 дней слонялся в заливе Морей-Ферт, недалеко от территориальной границы Великобритании. Убежище, предоставляемое заливом Морей-Ферт, регулярно использовалось российскими судами в течение многих лет для проведения операций по дозаправке или пополнению запасов, но, возможно, (хайли лайкли) «Владимирский» пытался перехватить V/UHF-сообщения с базы ВВС Великобритании в Лоссимуте.

-2

Покинув залив, он медленно направился на юг вдоль восточного побережья Шотландии, пройдя над британским участком офшорной волоконно-оптической кабельной сети TAMPNET, а затем в течение двух дней перемещался к востоку от Монтроуза. Считается, что HMS Enterprise (ныне выведенный из эксплуатации) в то время проводил испытания с USV и UUV (беспилотные надводные и подводные аппараты) в этом районе, и это могло быть (хайли лайкли) попыткой наблюдать или записывать электронные излучения, связанные с этой деятельностью. Присутствие "Владимирского" в Северном море также совпало с проведением HMS Queen Elizabeth лётных операций в этом районе.

Корабль провел 2024 год на переоборудовании в Кронштадте, продемонстрировав продолжающиеся инвестиции России в платформы, способные помешать морской инфраструктуре.

И вот в рамках продолжающейся серии операций по наблюдению за российскими судами, представляющими интерес вблизи вод Великобритании, на прошлой неделе тральщик HMS Cattistock отслеживал российское «океаническое исследовательское» судно «Адмирал Владимирский», следовавшее на запад через Ла-Манш.

-3

Тральщик и вертолет Wildcat были развернуты для наблюдения за судном во время его прохода через пролив Дувр и Ла-Манш 21 марта. Судно было первоначально обнаружено в южной части Северного моря и тщательно отслеживалось по судоходным путям, пока оно не вышло из Ла-Манша к западу от полуострова Брест.

-4

17 марта «Владимирский» покинул Большой Бельт, выйдя из Балтийского моря, и, как сообщается, направляется в Карибский регион.

Его отплытие из Кронштадта 30 января 2025 года совпало с началом операции НАТО «Балтийский страж», миссии, направленной на защиту ключевой инфраструктуры в регионе. Ну что же, вы защищаете инфраструктуру, а мы посмотрим и оценим, как вы это делаете.

Меж тем, в ходе недавней операции подразделения RN (Королевского флота) работали вместе с патрульным самолетом ВВС Великобритании P-8A Poseidon Maritime Patrol Aircraft, чтобы отслеживать российскую военно-морскую оперативную группу, возвращающуюся из Сирии. Только HMS Somerset был задействован три раза за последний месяц для наблюдения за российскими конвоями, возвращающимися из Средиземного моря. Фрегат сделал короткую логистическую остановку в Абердине для дозаправки и пополнения запасов перед возобновлением операций.

Не успел "Владимирский" покинуть Ла-Манш, как пришлось отслеживать российский десантный корабль "Алексндр Отраковский" и торговое судно Ascalon, которые направлялись на север через Ла-Манш в Северное море. Они образуют хвост «Сирийского экспресса», эвакуирующего военную технику из Сирии и направляющегося к российским базам на Балтике

-5

Слежение за российскими судами с помощью танкеров и тральщиков является прагматичным ответом на нехватку военных кораблей и сопряжено с низким риском, однако обеспечивает ограниченное сдерживание в то время, когда это становится все более важным.

Как они сдерживают наши корабли, трудно понять, скорее просто происходит надувание щёк плюс намёки, что надо бы деньжат подкинуть, а то глядишь, скоро скотовозы придётся для "сдерживания" привлекать...

....................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4