Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

«Ирония судьбы» - слишком одинаковые герои

С детства меня не покидала мысль, что с персонажами «Иронии судьбы» что-то не так… Так же, как и многие я смотрел это кино неоднократно и помню почти наизусть. Но вот не нравилось оно мне никогда. Рискну нарваться на очевидный вопрос, но наши люди (те, кому больше тридцати) обычно не спрашивают – «а что же ты тогда смотрел, раз не нравится?», потому как в 80-е и в 90-е выбора что смотреть особо не было.

Так вот, какие-то фильмы я в детстве не понимал, но потом полюбил, например, «Отпуск в сентябре». Какие-то наоборот – безумно обожаемый ранее «Д’Артаньян и три мушкетера», я сейчас не вынесу даже фоном. Но к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром» отношение не изменилось, в последние годы я пару раз специально пересмотрел фильм полностью, тем более, что показами по ТВ его за последние 30 лет не обижали. И всё думал – есть что-то в главных персонажах, не то чтобы неправильное, а непривычное. Нестандартное, в других картинах такое восприятие главных героев отсутствует. И никак не мог понять – в чем же тут загвоздка?

Наконец, додумался – отсутствие контраста, здесь нет противоположностей. Есть четыре главных персонажа, две изначальные пары: Надя, Ипполит, Женя и Галя. В моих глазах, все четверо, как будто из одного скворечника выпали – сытенькие, гладенькие интеллигенты. Ну, или граждане с толстым налетом интеллигенции. Особенно мужички – эдакие небитые жизнью инфантилы. Вот и сошлись они во вселенской битве за даму сердца и один победил. Вот только неинтересно как-то, главным образом потому, что один слабак победил другого слабака. Борьба есть, но кому интересно было смотреть на драку двух ботаников в школьные годы? Такое, правда, редко случалось. Но всё равно, зрелище это жалкое и неловкое.

Есть в Жене Лукашине что-то подленькое. Как он пошел в лихую кавалерийскую атаку, когда убедился, что противостоит ему Ипполит, личность максимум, такая же как он, а скорее всего даже и похлипче. Бедный, бедный Ипа… Вот что такое он несет?

«В нас пропал дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам. Мы перестали делать большие и хорошие глупости...»

-2

Кто это «мы», в каких это «нас»? Последняя глупость, которую совершил Ипполит до событий фильма - наверное, то, что он без спроса у бабушки съел лишнюю банку варенья. И с высокой долей вероятности, это случилось неделю, а не лет 25 назад. В смысле Ипполит может жить не только с мамой, но еще и со своей бабушкой.

А теперь вспомним другие фильмы. Вот против жлоба-проводника в исполнении Никиты Михалкова из «Вокзала для двоих», Женюра смог бы? Согласитесь, было бы куда интересней. Оно и вышло интересней – с хрестоматийным интеллигентом в исполнении Олега Басилашвили. Ну, ладно, оставим в стороне соперников с явно преобладающей физической силой и одной извилиной, что насчет такого персонажа, как Грига из «Безымянной звезды»? Сдается мне, поехал бы Лукашин к маме не солоно нахлебавшийся, с полным комплектом тряпок за шиворотом.

-3

Мне куда симпатичней такой же слабый «ботаник» как Нестор Петрович из «Большой перемены», не убоявшийся Ваню Федоскина. Впрочем, Ваня уже не жлоб, а «благородный» силач. Однако, поставим на место Нестора Петровича Женю – решился бы он? Думаю, нет, максимум стал бы подличать из-за угла, но заслуженно получив по ушам, утратил бы к Полине всякий интерес

А если противопоставить Надю и Галю? Так ведь тоже ничего. То ли дело Надюха и Раиса Захаровна, вот где экспрессия, жизнь, трагедия и комедия! В «Иронии…» же две бывшие круглые отличницы увиваются возле довольно странного персонажа. Как жить то они будут? Надя с Женей? Помрут с тоски от безнадежной одинаковости друг друга…