Постмодернизм, как интеллектуальный и культурный феномен, в одном из своих амплуа представляется движением, освобождающим от устоявшихся нарративов. Однако, это лишь поверхностный обзор. Более пристальный взгляд показывает его двоякую природу: деструктивный потенциал постмодернизма превосходит его способность к конструктивному. Культура сомнения – основное постмодернистское детище. И закономерных вопросов о его влиянии на культуру больше, чем ответов. Это не означает, что у нас есть выбор – постмодернизм, всё-таки, появляется как необходимость.
Критика устоявшихся иерархий, крупных нарративов, гипер-объектов и прочего несомненно важна и плодотворна. Но при этом подобная критика подчас становится самоцелью, лишенной самой возможности реконструкции. Вдобавок мы видим отчетливый паразитизм постмодерна на скелетах прошлых парадигм – ведьон не возник из воздуха, сам по себе. Разрушение старых систем не представляется как достаточный элемент преобразования. Постмодерн становится лишь звеном пищевой цепи. Вместо построения новых моделей, постмодернистская деконструкция не предлагая адекватной замены иным парадигмам, что предложил когда-то модерн. Обещание свободы и аутентичности, связываемое с постмодернизмом, не может по своей мощности с циклом встречных проблем.
Более того, свобождение от разного рода привычных идентичностей может привести, в общем-то и приводит, к чувству дезориентации и потери смысла. И да, особенно при отсутствии новых ценностей. Хотя опять же, выбора у нас особо нет – постмодерн стал детищем кризиса не столько нашей культуры, сколько самого нашего вида.
Видимым содержанием Спектакля всё так же остаются привычные вещи, однако, теперь есть и новые болевые точки. Знакомая нам потеря личной идентичности в бесформенной массе, становится все больше объединенной теперь за счёт отрицания устоявшихся норм. Пьер Бурдье вслед за Марксом сказал бы, что признание/опознавание себя имеет социальную форму. Но механика горизонтальных, отвергающих централизованный контроль сообществ в итоге подспудно лишает подобного. Всё уравнивается, скорее растворяется. При этом постмодернистский проект, стремясь к освобождению, может на самом деле усилить контроль через установление новых, более тонких форм манипуляции. Либо через многочисленные попытки плодить новые симулякры.
Автор: Можаров Роман Михайлович
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru