27 марта 2025 года
Утром 27 марта 2025 года Красное море у побережья египетского курорта Хургада окрасилось не только яркими красками коралловых рифов, но и мраком трагедии, потрясшей тысячи людей по всему миру. Прогулочный батискаф «Синдбад», обещавший туристам уникальное путешествие в подводный мир, стал местом катастрофы, унесшей жизни шести человек, включая двоих детей. На борту находились 45 российских туристов, и эта авария, произошедшая всего в километре от берега, оставила после себя множество вопросов, боли и уроков, которые ещё предстоит осмыслить.
Утро, обещавшее приключения
Хургада — излюбленное место отдыха россиян, где тёплое море, яркое солнце и доступные цены ежегодно привлекают миллионы туристов. Одним из популярных развлечений здесь было погружение на экскурсионном батискафе «Синдбад» — уникальном подводном аппарате, который, по заверению организаторов, был единственным в своём роде на всём Ближнем Востоке. Судно, эксплуатировавшееся более 10 лет, предлагало часовую прогулку на глубине 25 метров, где пассажиры могли любоваться коралловыми рифами и подводной жизнью через большие иллюминаторы. Стоимость билета составляла около 7 тысяч рублей для взрослых и 3,5 тысячи рублей для детей — вполне доступная цена за обещанное «приключение всей жизни».
В то утро 45 россиян, среди которых было не менее 15 детей, с нетерпением ждали начала экскурсии. Туристы, прибывшие через туроператора «Библио Глобус» и размещённые в отелях Sindbad Club, Mercure Hurghada и Titanic Beach, были полны ожиданий. Семьи, пары и одиночные путешественники мечтали увидеть подводный мир Красного моря. Никто из них не подозревал, что этот день станет для некоторых последним.
Катастрофа: первые минуты ужаса
По данным Генконсульства России в Хургаде, авария произошла около 10:00 по местному времени (11:00 по Москве). Батискаф «Синдбад» должен был провести стандартную экскурсию с осмотром коралловых рифов. Однако, как позже рассказали выжившие, трагедия началась ещё на этапе посадки. Пассажиры спускались в батискаф с понтона, расположенного в километре от берега, когда внезапно услышали звук льющейся воды. Два люка, через которые осуществлялась посадка, оставались открытыми, и вода начала стремительно заполнять салон.
«Когда мы начали спускаться внутрь, чтобы занять места, неожиданно начала поступать вода. Люки были открыты, и субмарина словно сорвалась», — вспоминает Екатерина, одна из выживших, в интервью РЕН ТВ. Паника мгновенно охватила пассажиров. Люди пытались выбраться через те же люки, но из-за давки и стремительного затопления многие не успели. Батискаф просел на 1,5 метра и начал тонуть. По предварительной версии, озвученной Telegram-каналом Baza, судно столкнулось с рифом, что привело к разгерметизации. Однако выжившие опровергают эту версию, утверждая, что всё произошло ещё на понтоне.
На помощь первым бросились туристические катера. Гиды и другие отдыхающие помогали вытаскивать людей из воды. К месту трагедии прибыли около 20 машин скорой помощи. Спасательная операция продолжалась несколько часов, и в итоге удалось спасти 38 человек. Однако шестеро, включая двоих детей, погибли. Среди жертв — семейная пара из Татарстана, а также женщина и двое детей из Выборга. Ещё одна россиянка, изначально считавшаяся погибшей, была спасена, но её состояние остаётся тяжёлым.
Жалобы и халатность: предпосылки трагедии
После катастрофы в СМИ и социальных сетях начали всплывать тревожные подробности. Оказалось, что туристы жаловались на состояние батискафа «Синдбад» ещё с 2017 года. По данным Telegram-канала Shot, судно выглядело обшарпанным, вентиляция практически не работала, а часть спасательных жилетов была испорчена. Более того, перед погружением пассажирам не проводили инструктаж по технике безопасности, а компания Sindbad Submarines не вела учёт клиентов, что затруднило установление личностей погибших.
«Стёкла были побитыми и затёртыми, разглядеть рыбок было невозможно», — рассказывают туристы, побывавшие на «Синдбаде» в марте 2025 года. Некоторые утверждают, что капитан позволял туристам управлять судном, что само по себе является грубым нарушением. В феврале 2025 года правительство Великобритании выпустило предупреждение о безопасности в Красном море, отметив, что за последние пять лет произошло 16 инцидентов с подводными аппаратами в этом регионе. Однако эти сигналы, похоже, были проигнорированы.
Эксперты, опрошенные изданием «Аргументы и факты», считают, что причиной трагедии стала халатность. «Скорее всего, были нарушены требования к эксплуатации. Техника не проверялась, герметичность могла быть нарушена ещё до выхода в рейс», — полагает юрист Михаил Берандзе. Он также отметил, что батискафы в Хургаде — это скорее аттракционы, к которым предъявляются менее строгие требования, чем к глубоководным аппаратам, таким как «Титан», затонувший в 2023 году у «Титаника».
Реакция властей и последствия
После трагедии все экскурсионные погружения батискафов в Хургаде были экстренно приостановлены, а проданные билеты — возвращены. Губернатор провинции Красное море Амр Ханафи сообщил, что пострадавшие были доставлены в пять больниц Хургады, включая частные клиники. Семь человек, включая пятерых детей, находятся под наблюдением врачей, но их состояние оценивается как стабильное.
Российские следственные органы возбудили уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлёкшем смерть более двух лиц. Максимальное наказание по этой статье — до семи лет лишения свободы. Генконсульство России в Хургаде активно работает с пострадавшими и их семьями, оказывая необходимую поддержку.
Уроки трагедии
Крушение батискафа «Синдбад» стало напоминанием о том, насколько тонка грань между приключением и катастрофой. Красное море, манящее своей красотой, скрывает и опасности, которые нельзя недооценивать. Эта трагедия обнажила системные проблемы туристической индустрии Египта: отсутствие строгого контроля, халатность операторов и пренебрежение безопасностью ради прибыли.
Для россиян, ежегодно отдыхающих в Хургаде, эта история стала горьким уроком. Возможно, она заставит туристов внимательнее относиться к выбору экскурсий и требовать от туроператоров гарантий безопасности. А для властей Египта и России это сигнал к ужесточению контроля над подобными аттракционами, чтобы такие трагедии больше не повторялись.