К 1944 году становилось все более очевидным, что поражение Германии неизбежно. На Восточном фронте советские войска быстро продвигались вперед, и после Уманско-Ботошанской операции весной советские войска впервые перешли границу Румынии. Тем временем в Италии союзники прорвали мощную оборону у Монте-Кассино и продолжили продвижение вглубь страны. Советское правительство продолжало давить на союзников, требуя открыть второй фронт в Европе, и 6 июня началась операция «Нептун», ознаменовавшая начало высадки в Нормандии на севере Франции.
Несмотря на то, что немецкие войска столкнулись с резервными, а не элитными частями, продвижение англо-американских войск во Францию оставалось медленным и тяжелым. Немецкие защитники не собирались сдавать территорию без боя. Лишь 21 июня союзникам удалось захватить стратегически важный глубоководный порт Шербур. Стремительный штурм не позволил немцам осуществить свой план по уничтожению портовых сооружений, укрепив позиции союзников на севере Франции.
Освобождение Парижа и крах Оси
25 августа Париж был окончательно освобожден, а немецкие войска отступили на северо-восток. Одновременно ситуация на Восточном фронте превратилась в катастрофу для держав Оси. В результате Якши-Кишиневской наступательной операции немецко-румынские войска были решительно разгромлены. Вскоре в Бухаресте произошел государственный переворот, приведший к мирной капитуляции города 31 августа, блокаде и разоружению немецких частей в Румынии.
Примерно в это же время союзники вошли в Бельгию, оттеснив немцев к грозной «линии Зигфрида» и подготовившись к длительной обороне. К началу сентября, когда Болгария и Финляндия вышли из войны, гонка за достижение Берлина усилилась. Пока советские войска укреплялись на Балканах, союзники столкнулись с неожиданными проблемами на Западном фронте.
Проблема логистики
Продвижение союзников значительно замедлилось из-за проблем с логистикой. Поскольку единственным глубоководным портом оставался Шербур, линии снабжения были опасно растянуты. Зависимость от шоссейных дорог делала конвои уязвимыми для немецких воздушных атак, заставляя союзников пересмотреть свою стратегию. Генерал Бернард Монтгомери, вспомнив о стремительной тактике немецкого блицкрига, разработал смелый план прорыва через вражеские линии: Операция «Маркет Гарден».
Планирование операции "Маркет Гарден"
Амбициозный план состоял из двух взаимосвязанных этапов: Операция «Рынок» и Операция «Сад».
Операция «Рынок»: Целью этой фазы было развертывание воздушно-десантных дивизий в глубине вражеской территории для обеспечения безопасности ключевых мостов и переправ через основные голландские реки и каналы. Район операции был разделен на три стратегических сектора:
- Эйндховен: Обеспечивался 101-й воздушно-десантной дивизией (США).
- Неймеген: Присвоен 82-й воздушно-десантной дивизии (США).
- Арнем: Целью 1-й британской воздушно-десантной дивизии был захват важнейшего Арнемского моста, который обеспечивал прямой путь в Германию.
Операция «Сад»: На этом этапе основное внимание уделялось наземному наступлению. Бронетанковые части должны были соединиться с воздушно-десантными войсками, создав коридор для быстрого продвижения в Германию в обход сильно укрепленной линии Зигфрида. После того как голландское побережье будет обеспечено, союзники смогут наладить надежные маршруты снабжения, что откроет путь для наступления на Берлин к декабрю - идеально опережая советское наступление.
Однако немцы не были застигнуты врасплох. Предвидя возможность воздушно-десантных операций, вермахт и СС укрепили переправы через реки и подготовили разрушение мостов. В состав подкреплений, хотя и собранных наспех, входили опытные ветераны боевых действий, способные оказать жесткое сопротивление.
Начало операции
Генерал Монтгомери ожидал прибытия основных сил, решив обеспечить точность воздушного десанта. В отличие от обычных ночных десантов, где дезориентация часто приводила к разрозненным высадкам и большим потерям, эта операция должна была начаться в 15:00 17 сентября. Десантники должны были высадиться одновременно в трех секторах, что свело бы к минимуму путаницу и максимально увеличило шансы на успех.
Поначалу казалось, что все идет по плану. Десантники высадились глубоко за линией фронта, застигнув немцев врасплох. Хотя немецкие командиры и рассматривали возможность воздушного десанта, они и представить себе не могли, что союзники осмелятся высадить войска почти в ста километрах от фронта. Воспользовавшись первоначальным хаосом, Оранжевое радио передало сообщение, призывающее железнодорожников покинуть свои посты, что серьезно нарушило немецкие линии снабжения и затруднило переброску подкреплений. Однако немцы быстро отреагировали, заставив рабочих вернуться к своим обязанностям.
- Неприятности в Арнеме
Однако успех в Арнеме был недолгим. Из-за навигационных ошибок и непредвиденных обстоятельств британские десантники были сброшены почти в 10 километрах от своей главной цели - важнейшего Арнемского моста. Это дало немцам достаточно времени, чтобы перегруппироваться и поднять тревогу, сведя на нет элемент внезапности. Несмотря на продвижение к мосту, десантники вскоре оказались под мощной контратакой. Немцы укрепили свои позиции артиллерией, без устали обстреливая британские войска и отрезая коммуникации. Постепенно 1-я воздушно-десантная дивизия была раздроблена, а батальон подполковника Джона Фроста оказался в окружении. Осознав тяжесть ситуации, командование союзников поспешно скорректировало свои планы. Основное внимание переключилось с удержания моста на спасение попавших в ловушку солдат.
- Неудачи под Неймегеном
Тем временем в секторе Неймегена 82-я воздушно-десантная дивизия столкнулась с ожесточенным сопротивлением, но сумела захватить мост через Мёз у Граве. К ночи они также взяли под контроль мост в Неймегене. Однако задержка с очисткой зон высадки позволила немцам перегруппироваться и укрепить мост в Неймегене, лишив союзников их первоначального преимущества.
- Успех в Эйндховене
Более перспективной была ситуация в южном секторе, где 101-я воздушно-десантная дивизия застала немцев врасплох. Несмотря на ограниченную численность, они захватили несколько критических точек, что позволило танковым подразделениям союзников выдвинуться на подмогу. Однако их продвижению мешала единственная узкая дорога через Эйндховен, окруженная болотами и нестабильной местностью. Немецкие мобильные противотанковые отряды воспользовались этой уязвимостью, устраивая засады, выводя из строя головные машины и создавая огромные пробки. Перегруженное шоссе стало главной мишенью для немецких рейдов, что замедлило продвижение до 6-8 километров в день. После напряженных боев 18 сентября союзники наконец достигли Эйндховена, но 1-я британская и 82-я американская дивизии остались изолированными друг от друга.
Операция «Сад»: Адское шоссе
Несмотря на растущие трудности, союзные войска перегруппировались и двинулись вперед к Неймегену. Печально известный маршрут между Эйндховеном и Неймегеном получил прозвище Адское шоссе из-за огромного количества разрушений и потерь техники на этом пути. Тем не менее 30-й корпус вместе со 101-й воздушно-десантной дивизией прорвался к позициям 82-й воздушно-десантной и захватил мост через Неймеген. Поскольку десантники вступили в бой прямо с машин, они на мгновение открыли коридор к Арнему. Однако окруженные британские войска в Арнеме и Остербееке стремительно теряли позиции, измотанные жестокими уличными боями.
К 20 сентября стало очевидно, что операция провалилась. Измотанные и избитые, союзники теперь сосредоточились на сохранении маршрутов снабжения, а не на дальнейших попытках спасения. Немецкие войска перегруппировались и начали контрнаступление, перерезав линии связи и изолировав британские войска в Арнеме. 25 сентября генерал-лейтенант Рой Уркхарт получил приказ покинуть свои позиции, что привело к хаотичной эвакуации через Рейн. Оставшихся в живых британских десантников переправили на десантных кораблях, но потери были ошеломляющими. Из первоначального состава удалось спастись только 2400 солдатам и офицерам, оставив после себя убитых, раненых и военнопленных.
Последствия и оценка
С тактической точки зрения операция «Маркет Гарден» позволила освободить большую часть южной Голландии, однако со стратегической точки зрения она потерпела оглушительный провал. Ни одна из ключевых целей не была достигнута, и союзникам не удалось обеспечить быстрый прорыв в Германию. Идея фельдмаршала Монтгомери о быстром и решительном блицкриге - подобии немецкой тактики 1939-41 годов - оказалась слишком амбициозной и в конечном итоге недостижимой. Провал операции ознаменовал значительную неудачу в продвижении союзников, оставив путь к Берлину более долгим и кровавым, чем предполагалось.
- Позже Монтгомери открыто признает суровую реальность:
«Берлин был потерян для нас, когда мы не смогли разработать надежный оперативный план в августе 1944 года, после победы в Нормандии».
С тех пор историки указали на несколько критических недостатков в планировании Монтгомери операции «Маркет Гарден». Одним из наиболее значительных упущений было то, что не были учтены значительные танковые резервы, размещенные в оперативном районе. Кроме того, серьезная брешь в разведке позволила немцам предвидеть воздушный десант и подготовить эффективные контрмеры. Учитывая силы, имевшиеся в распоряжении Монтгомери, достижение целей миссии было практически невозможно с самого начала.
По сути, союзники повторили ошибку, которую совершали многие военачальники на протяжении всей истории человечества: авангард оказался изолирован от основных сил. В условиях, когда противник сохранял и боевой потенциал, и численное превосходство, передовые отряды были неизбежно обречены на уничтожение.
С этого момента союзники безвозвратно проиграли «гонку за Берлин».
Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской, а также делитесь своим мнением в комментариях.