31 марта 1909 года началось строительство парохода "Титаник". Строительство велось три года. В апреле лайнер вышел в свой первый и последний рейс, в ночь с 14 на 15-е число он столкнулся с айсбергом и затонул. В 1997 году на экраны вышла картина Джеймса Кэмерона «Титаник», которая получила «Оскар», как «лучший фильм», и еще в десяти номинациях. Кадры этой кинокатастрофы до сих пор впечатляют своей масштабностью. Как же все это снималось на самом деле?
Режиссер Кэмерон честно признается, что не рассчитывал на такой успех своего фильма. Ведь там не планировалось ни перестрелок, ни погонь, ни хэппи-энда, как это было в его предыдущих популярных фильмах (например, в двух частях «Терминатора») и как любит американский прокат. При бюджете в 200 млн. долларов картина о крушении самого большого корабля начала XX века собрала в прокате более двух миллиардов!
- Если честно, я не надеялся даже отбить те деньги, которые были потрачены на съемки, - вспоминает Кэмерон.
Идея создания фильма пришла к режиссеру после просмотра документальной картины «Секреты «Титаника» с известным исследователем Робертом Баллардом, который в 1985 году и обнаружил обломки затонувшего лайнера. На тот момент Кэмерон готовился к съемкам «Бездна» и его больше интересовала подводная съемочная техника, которой пользовалась команда Балларда. Когда же в 1992 году Джеймс побывал на премьере фильма Элла Гиддингса «Сокровища глубин», он был поражен, увидев кадры на затонувшем «Титанике», которые были сделаны с помощью советских глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2». По признанию режиссера, тогда-то он уже всерьез задумался о масштабах трагедии, которая произошла с кораблем в ночь на 15 апреля 1912 года, и людях, чьи судьбы сломала эта катастрофа. И тогда Джеймс решил снять свое кино о «Титанике», но никак не научно-познавательное, а историю о любви.
Кэмерон отправился в Калининград, где российские ученые проконсультировали режиссера и согласились предоставить для съемок свое научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» с теми самыми аппаратами «Мир» для погружения.
В начале сентября 1995 года с помощью российского ученого Анатолия Сагалевича и его команды на борту одного из аппаратов «Мир» Кэмерон спустился на дно Атлантического океана к затонувшему «Титанику». И в течение последующих 28 дней совершил 12 погружений, сумев заснять прекрасно сохранившийся нос корабля каюты, украшенные резными деревянными панелями, груды мебели и еще массу уникальных кадров.
Эти съемки потом помогли создать модель корабля длинною в 240 метров (это почти 90 процентов от размеров настоящего «Титаника»). Был привлечен целый штат историков, под чьим руководством изготавливались декорации и костюмы той эпохи. Мебель, фарфоровая посуда, люстры, - все было изготовлено по заказу.
В поисках съемок Кэмерон объездил почти весь мир: Мальта, Швеция, Польша, Карибы, Австралия, завод подводных лодок в Южной Калифорнии... Все было не то. И тогда нашли место в Мексике у Тихого океана, где можно было обустроить резервуар, способным вместить почти 65 млн. литров воды, и выстроить огромные студии.
В декорациях лайнера отсутствовала носовая часть, которую решили построить отдельно для удобства съемок некоторых сцен. А, чтобы зрители ничего не заподозрили, на общих планах недостающий нос дорисовывали на компьютере. Но тут возникала проблема. Так вышло, что режиссер распорядился построить только правый борт корабля. Во-первых, чтобы в кадре ветер относил дым из труб в правильном направлении, согласно прогнозу погоды за 1912 год. Во-вторых, именно на правую сторону пришлось столкновение с айсбергом. Ну и конечно, чтобы сэкономить время изготовления лайнера и бюджет. Но потом выяснилось, что в порту Саутгемптона, откуда отправлялся лайнер, он был пришвартован левым бортом. Пришлось срочно вносить изменения: для съемки сцен в порту все вывески, указатели, номера на автомобилях и даже надписи на одежде были написаны наоборот А при последующей обработки кадры перевернули в зеркальном изображении. Было подготовлено еще несколько моделей корабля разных размеров. А для имитации подводных съемок был изготовлен макет разрушенного лайнера, чтобы связать с кадрами, сделанными на дне Атлантики.
Согласно записям режиссера исполнительница главной женской роли Розы должна была быть похожей по типажу на знаменитую Одри Хепберн. Среди претенденток были Клэр Дэйнс, Гвинет Пэлтроу, Габриэль Анвар и другие известные актрисы. Но выбор пал на Кейт Уинслет. Кстати, после первых проб с Леонардо Ди Каприо (Джек) она подошла к режиссеру и сказала: «Если ты не возьмешь меня, то его ты просто обязан утвердить». Хотя образ главного героя на себя примеряли Бред Питт, Том Круз, Джон Систем, Мэтью Макконахи и даже «один дома» еще юный Маколей Калкин. Но режиссер, вопреки мнению студийных продюсеров, выбрал тогда малоизвестного Ди Каприо.
- Образ Джека мы создавали с оглядкой на Джека Лондона - художника, писателя, решительно настроенного жить без условностей и не боящегося трудностей, - вспоминает Джеймс Кэмерон. - Хотя после выхода фильма многие подмечали, что Ди Каприо похож на меня в молодости. Возможно, подсознательно я таким делал его под меня.
Помните сцену, когда Джек рисует обнаженную Розу?! Многие знают, что Леонардо Ди Каприо - отличный актер, но художник из него так себе. Нарисовать Кейт сам он не мог, поэтому за кисть взялся сам Кэмерон. Именно его руку с карандашом мы видим на крупных планах в фильме. Известно, что Ди Каприо - правша, а Кэмерон - левша. Чтобы не было киноляпа, на монтаже картинку отзеркалили. Кстати, в 2011 году этот рисунок продали на аукционе за 16 тыс. долларов.
Однако, киноляп в этом эпизоде все-таки есть: за портрет Роза протягивает Джеку монету в 10 центов с изображением Рузвельта. Напомним, действие фильма происходит в 1912 году. На самом деле, этот 32-й президент Америки появился на 10-центовой монете лишь в 1946-м!
На том рисунке на Розе из одежды было только бриллиантовое ожерелье «Сердце океана», которое по сюжету некогда принадлежало королю Франции Людовику XVI. Долгие годы считалось, что такое ожерелье могло быть на «Титанике», ведь среди пассажиров находились и богатейшие люди со всего мира. Известно, что в сейфах лайнера находились украшения на сумму в 3 млрд. долларов! Но потом оказалось, что «Сердце океана» - всего лишь придумка режиссера. Хотя, судя по документам и воспоминаниям пассажиров, на корабле, действительно, была одна романтическая парочка: Кейт Флоренс Филипс и Генри Морли. Он был владельцем кондитерского цеха в Англии, она - его кассиршей. Между ними завязался роман. Генри решил оставить свою жену и маленькую дочь, чтобы быть с Кейт. Вместе они отправились в путешествие на «Титанике». Морли погиб, а Кейт попала на борт последней спасательной шлюпки. Сапфировое ожерелье «Любовь моя» - единственное украшение, которое она сохранила на память о возлюбленном.
Визитной карточкой фильма несомненно является эпизод с главными героями «парящими» на носу лайнера. Эта сцена была снята классическим в кино способом: актеры принимали эффектные позы перед огромным вентилятором, на фоне зеленого экрана, а потом на компьютере добавляли морские пейзажи. Хотя в реальности эта часть корабля была ограждена и не доступна пассажирам. Не могла произойти в реальности и эротическая сцена двух героев в машине «Рено», которая находилась в грузовом отсеке корабля. Из документов следует, что такой автомобиль находился на «Титанике», но был разобран и плыл в багажных чемоданах.
Зато совсем не выдумка эпизод с играющими на палубе музыкантами во время катастрофы. Действительно, на «Титанике» плыл оркестр под руководством скрипача Уоллеса Генри Хартли (в фильме его сыграл Джонатан Эванс-Джонс). Он приказал музыкантам играть до последнего, чтобы как-то подбодрить паникующих пассажиров. Мертвого скрипача нашли на десятый день после катастрофы, к его телу была привязана скрипка, которую перед поездкой ему подарила невеста. В 2013 году эта скрипка была продана на аукционе за 1,5 млн. долларов.
Изображать безымянных пассажиров «Титаника» была приглашена команда из нескольких сотен артистов второго плана. Их обучали светским правилам: как ходить, сидеть, есть, здороваться и даже как правильно смеяться. На съемки обеда пассажиров первого класса ушло два дня. Было сделано столько дублей, что на руки официантов пришлось наложить гипсовые повязки, чтобы они столько времени могли держать подносы.
Но это были еще не самые главные трудности для актеров. Тяжело было снимать сцены затопления корабля, когда людям целые дни приходилось проводить в холодной воде. Всем раздали гидрокостюмы, под которое одевали термобелье. Одна лишь Кейт Уинсли гордо отказалась надевать костюм, посчитав, что он будет ее полнить. В результате, получила переохлаждение. Труппы изображали тоже живые люди, их специально гримировали под обледеневшие тела.
Когда пришло время снимать сцену, в которой вода с грохотом обрушивается на прекрасную парадную лестницу, команда режиссера сильно нервничала. Дело в том, что у них не было права на ошибку, потому что во время дубля все декорации разрушал настоящий поток воды. А денег на повторную реконструкцию никто бы не выделил. Но все получилось с первой попытки.
Для создания машинного отделения лайнера пришлось пойти на хитрость. Сцены с механизмами были частично сняты на корабле времен Второй мировой войны, чьи механизмы были схожи с механизмами «Титаника», но в три раза меньше. Актеров, изображавших членов экипажа, сняли на фоне зеленого экрана, а затем на задний план добавили кадры с механизмами, увеличив их. Ради экономии средств построили только половину котельной, разместив позади нее зеркало. Отражение в нем и стало недостающей частью декорации.
В ходе съемок момента столкновения корабля с айсбергом тоже использовали зеленый фон. Затем на него наложили кадры с настоящим айсбергом. А на съемочную площадку - палубу сыпали настоящий лед. Сцену же, когда вода прорывается в коридоры корабля и выбивает на своем пути двери кают, снимали с помощью макета и водяного насоса. Для этого соорудили маленькую копию коридоров в масштабе один к четырем и длинной в восемь метров. А насосом подавались сильные струи воды.
Режиссер четко представлял, как должен выглядеть «Титаник» в финале картины, когда он полностью погружается в воду. Как Джейм делился, ему хотелось представить это кошмарным хаосом, как оно и было на самом деле. Общие планы эпизода, когда корабль ломается пополам, снимались на моделях. Но Кэмерон хотел снимать сцены так, чтобы у зрителя создалось ощущение, что они тоже погружаются в воду. Чтобы повторить крушение, следовало поднять половину большой копии «Титаника». А еще задействовали более ста каскадеров, которые падали с перевернутого корпуса, но не в воду, а на зеленые тенты. Позже на компьютере зеленый фон превратится в воду.
Конечно, в фильме было много использовано компьютерной графики. Например, немало трудов стоили эпизоды плывущего в океане лайнера. За основу этих съемок взяли кадры с другим кораблем, идущим полным ходом в открытом море. Его снимали с вертолета. Потом движения камер повторили в студии над неподвижным макетом «Титаника» на темном фоне. На компьютере добавили трехмерные снимки людей, которые сняли заранее, кадры соединили и получилось, что лайнер с пассажирами по-настоящему плывет в океане.
Почему-то еще в процессе съемок, а потом и монтажа фильма многие крупные критики и кинопродюсеры пророчили «Титанику» провал в прокате. В статьях Кэмерона часто упрекали, что он плохо обращается с актерами, перечисляли какие травмы получали на съемках каскадеры. Но режиссер, работал, несмотря на все эти разговоры. По словам коллег, на съемках он первым входил в воду и выходил последним, не давая себе паузы на отдых, и никогда не жаловался. На монтаже оказалось 17 часов отснятого рабочего материала. Если учесть, что тогда не был еще так развит цифровой монтаж, то работа шла тяжелая, круглосуточная. Но, как мы знаем, результат стоил того, - фильм «Титаник» уже вошел в историю мирового кинематографа.
"Календарь канала "Пераново перо"
31 марта 1882 года родился детский писатель Корней Чуковский
31 марта 1953 года родилась народная артистка России, режиссер, основатель театра "МодернЪ" Светлана Врагова
31 марта 2020 года ушел из жизни писатель, сценарист, драматург Леонид Зорин ("Покровские ворота")
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов