Если верить новостям о новом Nissan Leaf и всех других новинках, которые японский автопроизводитель намерен представить в ближайшем будущем, похоже, что концерн находится на пути к восстановлению. Журналисты много писали проблемах Nissan, но не было ни одной статьи, указывающей на вопиющее противоречие. Для автогиганта, который так сильно хотел избавиться от Renault, Нисан во многом полагается на своего бывшего партнера.
Все помнят, каким шоком было задержание Карлоса Гона в Токио по обвинению в налоговом мошенничестве. В то время он работал над планом превращения Альянса во что-то постоянное. Так Renault назвала партнерство с Nissan и Mitsubishi. Синергия была настолько глубокой, что компании делили платформы, двигатели и несколько деталей. Внезапно все это, казалось, рухнуло. Гон сказал, что стал жертвой заговора. В конце концов он сбежал из Японии в коробке и сказал, что сделал это, потому что не верил в справедливый суд.
По мере развития истории общественность получала все больше доказательств того, что руководитель был прав. Гон был арестован, потому что некоторые руководители фирмы и японское правительство не хотели, чтобы компанией управлял Renault. Они считали, что Nissan имел больший доход, чем французский завод. В своих мыслях они, вероятно, считали, что Нисан должен был играть решающую роль. Еще одной сложностью было то, что японцы вероятно, не хотело, чтобы один из его основных автопроизводителей оказался под контролем компании, контролируемой французским государством.
Ничего из этого не было проблемой в 1999 году — когда Nissan был на грани банкротства. Гон стал генеральным директором и вернул его к прибыльности, получив за это достижение Японскую медаль с голубой лентой в 2004. В стране восходящего солнца его считали национальным героем. Пока он не приблизился к выходу на пенсию и не понял, что ему не удастся сохранить единство автопроизводителей навсегда. Последней миссией Гона было укрепить дело своей жизни — и все знают, чем это закончилось.
Парни, которые убили Альянс, думали, что Nissan справится в одиночку. Нет ничего более далекого от истины. Рентабельность резко упала, как и доля прибыли на рынке США. Прежде всего, Нисан хочет отдалиться от Рено, используя компоненты и платформы Renault, чтобы снова встать на ноги.
Находясь в изгнании в Ливане, Гон не удержался от того, чтобы поделиться своими мыслями. По его мнению, Nissan снова стал «скучной, посредственной автомобильной компанией», которую он помог исправить более 20 лет назад.
Но все еще хуже. До того, как Гон и Renault спасли Nissan в 1999 году, у компании не было ничего выдающегося, что она могла бы представить, помимо собственных оригинальных ресурсов и идей. Теперь у него нет даже этого. Прошло семь лет с момента ареста Карлоса. Если бы Нисан хотел расстаться с Рено, он мог бы начать создавать независимые архитектуры, двигатели, трансмиссии и все, что нужно автомобилю, прямо в 2018 году. Разработка совершенно новой модели занимает около трех лет, включая платформу. Если идея заключалась в том, чтобы дистанцироваться от французского автопроизводителя, Nissan не должен был выпускать Micra на базе Renault 5 E-Tech, как он недавно объявил.
Раз уж японцы действительно нацелены на высокие объемы производства, почему они обещают аккумуляторный электромобиль (BEV) вместо чего-то похожего на Dacia Sandero? Теоретически Renault и Nissan создали архитектуры Common Module Family (CMF) вместе, но Рено использует их первым большую часть времени. Похоже, что французский производитель просто позволяет Nissan использовать то, что он разработал.
Если бы это было не так и Nissan действительно помогал Renault с платформами CMF, он мог бы отказаться от них, как только продукты, которые их использовали, достигли конца своего жизненного цикла. Его инженеры должны быть вполне способны создать что-то другое.
Тот факт, что он этого не сделал, показывает, насколько проблемными должны быть финансы Nissan. Иван сказал InsideEVs, что у компании есть около 1 триллиона иен (6,7 миллиарда долларов). Будущий генеральный директор Nissan утверждает, что проблема в денежном потоке, то есть компания тратит больше денег, чем зарабатывает. Так почему же Nissan решила разорвать отношения с Альянсом, если она не могла рулить самостоятельно? Если Гон пал в результате заговора, то заговорщики забыли обсудить ту часть, где говорится об управлении Nissan таким образом, что Renault больше не нужна — ни для чего.
Если это так, то почему компания не выбрала платформу CMF-B LS от Sandero для создания доступной версии этого хэтчбека с электронным приводом? Она продавалась бы намного лучше, чем все, что может предложить Nissan на основе архитектуры CMF-B EV, которую использует Renault 5. Французский автомобиль стартует с 25 990 евро у себя на родине. Представьте себе, что вы платите такую сумму за запас хода в 312 километров — по циклу WLTP. Renault 5 E-Tech когда-нибудь будет продаваться по этой цене, поскольку базовая комплектация Evolution пока недоступна.
Более доступная производная, которая уже продается, — это Techno, которая стоит €27,990. Этот автомобиль может проехать 309 км с аккумуляторной батареей емкостью 40 кВт·ч. Но у него есть опция на 52 кВт·ч, которая теоретически позволяет ему проехать 412 км. Проблема в том, что он стоит 31 490 евро.
Новая Micra не превзойдет ее ни с точки зрения цены, ни с точки зрения ассортимента – если она вообще будет. Если такой стратегический продукт не будет так сильно влиять на ситуацию, то что? Что ж, новый Nissan Leaf будет кроссовером, а не хэтчбеком. Это звучит как план, учитывая, что внедорожники, похоже, пользуются более высоким спросом. Однако это электромобиль, тип транспортного средства, который покупатели пока не очень охотно принимают. Высокие цены также отпугивают их.
При этом новый Leaf показывает, насколько Nissan по-прежнему зависит от Renault. Новинка использует платформу CMF-EV, которую Renault Mégane E-Tech представил в феврале 2022 года. Ariya — единственный продукт японского автопроизводителя на этой платформе на данный момент — появился немного позже. Помимо того, что он появился на рынке раньше Nissan с CMF-EV, Renault также положила его в основу Scénic E-Tech. Будем честны: новый Leaf — это Mégane E-Tech с другим внешним видом.
Среди новых продуктов, анонсированных Nissan, нет ничего по-настоящему инновационного или многообещающего. Покупатели в США даже были удивлены тем, что Nissan разрабатывает Sentra нового поколения. Однако это имеет смысл. Хотя он также продается американским клиентам, его главная цель — помочь японской компании в Китае, где седаны по-прежнему продаются в больших количествах. Sylphy (китайское название Sentra) продавался тиражом около полумиллиона единиц в год и был там бестселлером до 2022 года, пока его не обогнал BYD Song. Он по-прежнему входит в пятерку лидеров продаж в стране.
Даже если седану удастся повторить результаты, достигнутые до 2022 года, Sentra/Sylphy будет недостаточно для того, чтобы Nissan снова набрал форму. Хотя люди и думают, что проект «снова в игре», представление того, что находится в разработке, производит совершенно противоположное впечатление. У Nissan практически нет ничего, что можно было бы представить, кроме проектов, платформ и технологий Renault.
Нет надежной стратегии, чтобы стать чем-то другим, чем он является сейчас, что и было целью развода с французским автопроизводителем в первую очередь. Подводя итог, можно сказать, что компания, похоже, не имеет ни малейшего представления о том, куда хочет двигаться, и, скорее всего, вскоре станет дочерней компанией Honda. Компания, которая разработала автомобили Z, Patrol, Skyline и GT-R, заслужила лучшего.