25 марта в России отмечался День работника культуры. Это профессиональный праздник тех, кто трудится в сфере культуры и искусства: сотрудников театров, музеев, кинотеатров, библиотек, музыкальных и танцевальных коллективов, концертных организаций, цирков и других учреждений, а также представителей творческих профессий. По традиции, в этот день проводятся различные культурные мероприятия и торжества.
Не мог пройти мимо столь важного для всех творческих личностей праздника и Московский независимый театр «Шанс». Но в честь его худрук и режиссер «Шанса» Алла Соколова предложила зрителя нечто большее, чем просто спектакль. Тем более, что приурочен премьерный показ был к еще одной знаменательной для отечественной культуры дате. В нынешнем году исполняется 115 лет со дня рождения Екатерины Фурцевой – министра культуры СССР, самой влиятельной женщины советской культуры, «Екатерины Третьей», как ее называли современники.
Екатерина Алексеевна Фурцева (1910 - 1974 гг.) - советский государственный и партийный деятель. С 1960 по 1974 гг. - министр культуры СССР. В её ведении находились театры, музыкальные и культурно-просветительские учреждения, литература и изобразительное искусство, до 1963 года — кино.
Екатерина Алексеевна Фурцева. Фото из открытого доступа в Интернете.
Работу Е. Фурцевой на данном посту отличало искреннее желание глубоко вникать в проблемы художественного творчества. Ей даже удалось сделать для тех лет почти немыслимое – слегка приоткрыть наглухо закрытый «железный занавес», познакомив советских граждан с целым рядом шедевров мирового кинематографа, музыкального и изобразительного искусства. Выставка полотен французских импрессионистов, картины из галереи Дрездена, живой голос Ив Монтана, гастроли «Ла Скала», легендарная «Мона Лиза» в стенах Пушкинского музея…
В 1960-1970-е гг. в рамках своего «большого путешествия» самый известный портрет за всю историю человечества кисти великого Да Винчи побывал в разных музеях мира. Но именно Москва стала последним местом, где картина экспонировалась за пределами Франции. После возвращения в Париж она больше никогда не покидала Лувр.
Обо всем этом, и о многом другом и рассказывает спектакль «Екатерина Третья», который представили зрителям актеры театра «Шанс» и Алла Соколова. Премьера состоялась в Центральном офицерском клубе Военно-космических сил. Она - часть масштабного проекта «Патриоты Государства Российского», приуроченного к Году защитника Отечества.
Худрук и режиссер театра "Шанс" Алла Соколова.
Но главное – этот спектакль об удивительной женщине, которая сумела сделать фантастическую карьеру, пройдя путь от простой девочки из рабочей семьи до самого важного человека в СССР в области культуры, влиятельнейшего политика, от звонка или росчерка пера которой зависели судьбы.
В ходе постановки зрители через призму судьбы и деятельности Екатерины Фурцевой и ее современников - выдающихся политиков, архитекторов, деятелей искусства - совершают увлекательный экскурс в историю советской страны и ее столицы.
Как по мановению волшебной режиссерской палочки в спектакле оживает целая плеяда знаменитых личностей середины прошлого века. Гениальный архитектор, создатель Мавзолея Ленина, Казанского вокзала, станции метро «Комсомольская» Алексей Щусев, образ которого воплотил на сцене актер театра и кино Владимир Никифоров. Выдающийся градостроитель, автор знаменитой московской высотки - гостиницы «Ленинградская» Леонид Поляков, которого сыграл актер Павел Судаков. Российско-французская художница-авангардистка Надя Леже в исполнении актрисы Елены Захарченко. Народная артистка СССР, легенда русской народной песни Людмила Зыкина в исполнении актрисы Светланы Добрыниной. Всемирно известный архитектор, автор здания «Ленкома», гостиницы «Украина», здания Киевского вокзала Вячеслав Олтаржевский, которого сыграл актер Вячеслав Панкратов. Звезда мирового танцевального искусства, хореограф, создатель и руководитель Государственного академического ансамбля народного танца Игорь Моисеев в исполнении Дениса Филиппенкова. Помощница и настоящий «ангел-хранитель» Е. Фурцевой - Татьяна Саватаева, роль которой исполнила актриса Любовь Бурмистенкова. А также - танцовщица и модель (в спектакле и в жизни) Эрна-Лорен, москвичи и многочисленные друзья и гости столицы, все они – герои красочной постановки, которую представил «Шанс».
Алексей Щусев и Леонид Поляков (Владимир Никифоров и Павел Судаков).
Игорь Моисеев и Татьяна Саватаева (Денис Филиппенков и Любовь Бурмистенкова), танцовщица Эрна-Лорен. Листайте галерею.
И, конечно же, - министр Екатерина Фурцева, образ которой очень аккуратно, заботливо, с большим пиитетом к своей героине воплотила на сцене актриса театра и кино Ольга Чижик. Большая труженица, простая, земная, доступная и понятная, с не самой счастливой женской судьбой – такой видится зрителю строгий на людях партийный функционер, «железная леди» советской культуры в исполнении Ольги Чижик.
Екатерина Фурцева (Ольга Чижик), Татьяна Саватаева (Любовь Бурмистенкова), архитектор Вячеслав Олтаржевский (Вячеслав Панкратов). Листайте галерею.
Екатерина Фурцева (Ольга Чижик) и Надя Леже (Елена Захарченко). Листайте галерею.
Екатерина Фурцева (Ольга Чижик) и Людмила Зыкина (Светлана Добрынина). Листайте галерею.
В чем уникальность постановки и чем она способна впечатлить искушенного и избалованного современной индустрией развлечений зрителя? – Как минимум, красочностью, масштабом и размахом. Ведь Алла Соколова известна своим нестандартным - всеобъемлющим творческим подходом к театральным работам. Ее конек – коллаборация нескольких видов искусства, а ее спектакли – одновременно и театр, и концерт, и танцевальное шоу, и показ моды. Так было и в этот раз. Более того, начался спектакль не с собственно театрального действа, а с модного показа.
Всего же их было пять: пять дизайнеров и пять показов.Пять выходов на сцену в одном спектакле! Три дизайнера одежды и два шляпных дизайнера.
Коллекция "Нежность" дизайнера одежды Елены Толоконниковой (листайте галерею).
Коллекция "Блеск-шик" дизайнера одежды Елены Толоконниковой. Листайте галерею.
Так, дизайнер Елена Толоконникова представила зрителям коллекции «Нежность» и «Блеск-шик». Дизайнер Лариса Солнечная – коллекции «Мать Россия Моя» и «Картинная галерея». Дизайнер Марина Филиппова – коллекцию «Белая Русь». Шляпки для этого показа, в свою очередь, создала дизайнер Ольга Пантелеева. А шляпка Екатерины Фурцевой для одной из сцен выполнена дизайнером Ларисой Левчаковой специально для этого спектакля.
Коллекции «Мать Россия моя» дизайнера одежды Ларисы Солнечной (листайте галерею).
Коллекция «Картинная галерея» дизайнера одежды Ларисы Солнечной (листайте галерею).
Коллекции «Белая Русь» дизайнера одежды Марины Филипповой. Шляпный дизайнер - Ольга Пантелеева (листайте галерею).
Творческую коллаборацию представляло собой и музыкальное сопровождение постановки. Ностальгические мелодии из беззаботного советского прошлого, русские народные мотивы, мировая классика и шедевры современного исполнительского искусства – все это не просто музыкальное обрамление спектакля, не просто его украшение, это атмосфера и погружение в эпоху. А еще – связь эпох и преемственность поколений.
Именно об этом заставляет задуматься созвучие целого ряда известных и любимых многими музыкальных произведений, представленных в спектакле. Например, песни «С добрым утром» из репертуара Марка Бернеса, русская народная «Коробушка» (Эх, полным полна моя коробушка), культовая «Течет река Волга» от Людмилы Зыкиной, восхитительная по красоте и мелодичности «Song from a Secret Garden» Рольфа Ровланда. А еще «Кумпарсита» Матоса Родригеса - основа основ всех классических танго, которое в спектакле танцуют Игорь Моисеев и помощница Фурцевой - Татьяна Саватаева.
И хотя они исполняют его на сцене, их танцевальный номер – безусловная отсылка к другому мировому шедевру – уже спортивному – знаменитому танго на льду шестикратных чемпионов мира и Европы по фигурному катанию Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова. Впервые они станцевали «Кумпарситу» в 1968 году. Теперь этот танец навечно вписан не только в историю советского и мирового спорта, но и культуры.
Как и песня «Лучший город Земли» в исполнении красивейшего баритона… нет, не Муслима Магомаева, - актера Вячеслава Панкратова, которая заставляет еще сильнее полюбить родную столицу и свое Отечество!
А еще, посмотрев спектакль «Екатерина Третья», можно узнать много интересных и малоизвестных фактов из прошлого нашей страны. Например, историю появления новых столичных районов и строительства знаменитых московских зданий, узнать, как открывался самый известный в СССР гастроном, попасть в советское театральное закулисье и даже узнать некоторые детали со съемок любимой всеми «Кавказской пленницы». По истине, какую титаническую работу проделала Алла Соколова, изучая материалы при подготовке спектакля!
А еще режиссер сделала его иммерсивным - сейчас это модно! Поэтому зрителям первого ряда выпал уникальный шанс получить буквально из первых рук – из рук современников министра культуры СССР - небольшие сувениры на память.
Какой в действительности была сама Екатерина Фурцева? Об этом, наверное, лучше всего мог бы рассказать почетный гость театральной премьеры – внучатый племянник Фурцевой – Алексей Фурцев. На спектакль он пришел вместе с женой Еленой. В своей небольшой речи после показа они поблагодарили режиссера и актеров за проделанную работу.
Алексей Фурцев и его супруга Елена Фурцева благодарят Аллу Соколову за спектакль.
«Алла переживала, что я буду критиком... Не буду я сегодня критиком... Я вообще впервые увидел спектакль о моей бабушке, об этой замечательной женщине… Первый раз я увидел, как о ней стали говорить. А это очень важно. Потому что сильная женщина с трепетной душой прожила очень тяжелую жизнь. 46 лет она строила державу под названием Советский Союз… И, как говорила Екатерина Алексеевна, народ, который не помнит своей культуры, истории, — потерянный народ. Я не буду вдаваться в подробности, кому нравится Екатерина Фурцева, кому не нравится... Самое главное, что о ней стали говорить...», - растрогался Алексей Фурцев.
«Я - министр культуры и умру министром культуры!», - эти пронизанные сожалением и болью слова приписывают Екатерине Алексеевне. Прозвучали они и в спектакле театра «Шанс». Спектакле, который стал не только данью памяти великим личностям прошлого, но и призван хранить бесценное культурное наследие для поколений будущего.
Разве это не лучшее, что могли сделать работники культуры для всех нас в свой профессиональный праздник?!
Совместное фото на память.
(Все фото в данном материале - автора).
Уважаемые читатели! Если вам понравился этот материал, ставьте лайки, пишите комменты и подписывайтесь на "Культурные вечера"!
А по ссылкам ниже вы можете прочитать статьи о других спектаклях Московского независимого театра "Шанс".