Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

«Территория керамики»: фантазии 70-летней иркутянки хватает на десяток мастеров

«Птенчик с мечтой». (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Птенчик с мечтой». (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Когда я впервые побывала на втором этаже Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачёва – на выставке «Территория керамики», я была уверена, что увидела работы минимум десятка мастеров.

Ещё немного повозмущалась смотрительнице зала, что, мол, написаны названия работ, материалы, а где авторы?! Дама посмотрела на меня, вникла в суть вопроса и огорошила: «Девушка, это всё работы ОДНОГО МАСТЕРА. У двери табличка, там найдёте информацию».

Ой, неловкий момент))

Я ведь как вошла в зал, как увидела его безмолвных «обитателей», так сразу и поддалась их керамическим чарам, пошла на зов авторской фантазии... Вот и допустила оплошность – не прочла информационную табличку, чтобы быть, так сказать, в теме.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А если бы сразу прочла, то узнала бы, что автор выставки Ольга Копёнкина специально объединила в одном пространстве удивительно разноплановые в части концепций, техник и материалов работы.

Тут этнические, религиозные, жизнеописательные сюжеты, ассоциации и абстракция.

Тут фарфор, фаянс, майолика, шамот, каменная масса, дерево, солома и др.

Тут мужская и женская энергетика.

Тут впечатления и эмоции жизненного пути мастера.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Фарфор — вид керамики, получаемый из смешанных в разных пропорциях каолина, кварца, полевого шпата и особых разновидностей глины. 
«Руян». (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Руян». (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) — керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Фаянс по сравнению с фарфором является пористым, обладает меньшей механической прочностью и химической стойкостью, не просвечивает в тонком слое, при ударе издаёт глухой звук. Из-за пористости все фаянсовые изделия покрывают сплошным слоем водонепроницаемой глазури. 
«Потомки динозавров». (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Потомки динозавров». (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Шамот — огнеупорная керамическая масса, получаемая путём обжига специальной глины при температуре от 1300 °C до 1500 °C. В практике художественной керамики шамотом часто называют пластичную массу на основе глин разного состава с добавлением 30–40% шамотной крошки крупностью 0,2–2,5 мм, а также готовые обожжённые изделия из этой массы (шамотные вазы). 
Слева направо: «Лунное колесо», «Солнечное колесо», «Земное колесо», материалы – шамот, глина, глазури. Работы из серии «Небесная повозка». (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Слева направо: «Лунное колесо», «Солнечное колесо», «Земное колесо», материалы – шамот, глина, глазури. Работы из серии «Небесная повозка». (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Считаю, что собрать в одном месте максимально разнообразные работы – хорошее решение. Как раз эта многогранность и ввела меня в заблуждение. Я увидела тут как будто даже мужские работы и молодёжные эксперименты – настолько широк угол зрения автора на темы собственного творчества!

Бабр. С бабрятами ❤ (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Бабр. С бабрятами ❤ (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Оказывается, Ольга Юрьевна начала свой пусть познания техник работы с материалами нестандартно. Обычно ведь как: ученик постигает мастерство от простого к сложному, это базовый принцип педагогики. Но в судьбе Ольги Юрьевны получилось наоборот – профессиональное становление происходило на сложном материале. На фарфоре. Переход к глине – материалу, дарующему бОльшую свободу – и уход от промышленного искусства в индивидуальное творчество дало Ольге Копёнкиной смелость самовыражения и стремление к экспериментам, проверке границ собственной фантазии.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В 1977 году Ольга Юрьевна окончила Одесское государственное художественное училище имени М. Б. Грекова (отделение художественной керамики), а в 1984 – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище В. М. Мухиной (кафедра стекла и керамики).

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

За плечами мастера 13 лет труда на Хайтинском фарфоровом заводе. В 1999 году Ольга Копёнкина почувствовала, что ей есть что сказать новому поколению, будущим коллегам, и выбрала путь преподавания. И сейчас работает доцентом кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна имени В. Г. Смагина Иркутского Национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ).

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Ольга Юрьевна является членом ИРО ВТОО «Союз художников России». В 2002 году Ольга Копёнкина удостоена премии имени Аркадия Вычугжанина. Картины этого знаменитого иркутского художника, в честь которого назвали премию, можно посмотреть в этом ролике👇

В 2015 году мастер Копёнкина награждена медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России.

Картинка с сайта yavarda.ru
Картинка с сайта yavarda.ru
Золотая и серебряная медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» — награда Союза художников России, которой награждаются наиболее заслуженные представители изобразительного искусства Российской Федерации.
«Аршаны Тункинской долины», 2019. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Аршаны Тункинской долины», 2019. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В 2008 и в 2018 годах Ольга Юрьевна приняла участие в международном бурятском фестивале «Алтаргана». Экспозицию в 2018 году организовали в Иркутской областной библиотеке имени И. И. Молчанова-Сибирского.

Коллаж из фото из открытых интернет-источников.
Коллаж из фото из открытых интернет-источников.
Фестиваль «Алтаргана» проходит каждые два года в разных городах мира с целью возрождения и сохранение традиционной культуры и национальных видов спорта, бурятского этноса, языка, традиций и быта. Фестиваль получил своё название в честь «караганы карликовой» – низкорослого кустарника с жёлтыми цветами и мощной корневой системой. Растение широко распространено от Байкала до пустыни Гоби – на исторических границах проживания бурят-монгольских племён.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Одной из работ мастера на фестивале «Алтаргана» в 2018 году стал «Портрет в чароитовых тонах». Она представляет собой объёмную глиняную скульптуру, выполненную с натуры в технике бескаркасной лепки. Прототипом портрета стала одна из студенток ИРНИТУ. Половина лица героини окрашена в сиреневый цвет сибирского самоцвета чароита.

Чароит добывают только в одном месте на Земле — в Якутии, на берегах реки Чара.  
Фото с сайта mineralis.by
Фото с сайта mineralis.by

В этом изваянии мастеру удалось подчеркнуть не только индивидуальные черты девушки, например, резко очерченные скулы, но и особую выправку, характерную для восточных народов.

Если интересны этнические темы, то можно почитать статью про бурятский Новый год в Иркутске 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Работы этого мастера представлены в музеях страны – в Иркутске, Алтае, Чите, Санкт-Петербурге, Москве.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В зале Иркутского областного художественного музея представлены некоторые работы, которые автор ещё не демонстрировал широкой публике. Свежесть впечатлений и «ассорти» техник – это «вкусный» подарок Ольги Копёнкиной иркутянам и гостям города в честь её юбилея.

Выставка работает до 6 апреля.

На видео можно получить более объёмное представление об экспозиции 👇