Например, в книге Бытие, глава 5, стих 5, сказано:
«Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет, и он умер».
А в этой же главе, в стихе 27, говорится:
«Всех же дней Мафусала было 969 лет, и он умер».
Получается, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла около 900 лет. Кстати, Мафусал прожил дольше всех людей, живших на земле.
Первая мысль, которая приходит в голову, — не было ГМО, воздух был чище. Но давайте проведём библейский анализ.
Почему продолжительность жизни людей изменилась?
Если мы откроем Псалтирь, 89-й псалом, 10-й стих, то найдём следующие слова:
«Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет.
И самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим».
На первый взгляд кажется, что здесь есть противоречие. Но во-первых, эти слова были сказаны в разное время. Адам и Мафусал жили до потопа — в особом мире. А 89-й псалом приписывается Моисею, как сказано в его первом стихе: «Молитва Моисея, человека Божия».
Ситуация менялась, потому что люди использовали долгие годы жизни не во благо, а во вред.
Важно отметить, что Господь не сразу определил продолжительность жизни в 70–80 лет. В Бытии, глава 6, стих 3, сказано:
«И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет».
Кстати, Моисей прожил 120 лет, а Авраам — 175 лет.
Таким образом, Господь поэтапно сокращал продолжительность жизни людей. И возраст 70–80 лет — это уже реальность нашего времени. Конечно, бывают долгожители, которые доживают до 100 и более лет, но их всё меньше, а многие умирают совсем молодыми.
Есть ли противоречие между Библией и реальной историей?
Нет, потому что Бытие, глава 5, описывает допотопную эпоху, а 89-й псалом относится к гораздо более позднему времени. Первый мир погиб в водах потопа. Второй мир, как пишут апостолы, «сберегается для огня».
Кроме того, Библия говорит, что в последние времена люди станут злыми, наглыми, злоречивыми, непокорными родителям. Мы уже живём в этой реальности. Поэтому продлевать жизнь таким людям опасно, ведь это означает увеличивать их грехи.
Смерть полагает предел человеческим грехам. Даже физические страдания, такие как болезни, смиряют человека. Как сказано в Писании:
«Страдающий плотью перестаёт грешить».
Таким образом, сокращение времени жизни — это не наказание, а забота о человеке. Господь промышляет о нас, зная, что вечность неизбежна.
Вечность важнее земных лет
Если мы посмотрим на жизнь с точки зрения вечности, то разница между 70, 120 или 969 годами становится несущественной.
«Довольно для каждого дня своей заботы».
Смысл земной жизни — окончательный выбор: мы становимся либо добрыми, либо злыми. Ад и рай начинаются уже здесь, на земле.
Как писал Клайв Льюис:
«Ад — это дверь, которая запирается изнутри».
Эпидемии, войны, болезни сокращают жизнь людей. Это напоминание от Бога, что нельзя попусту тратить время. Ведь Господь спросит с нас за каждую прожитую минуту.
Будем бодрствовать и молиться, уповая на Бога. Сколько бы лет Он ни дал нам прожить — каждое мгновение стоит посвящать Ему.
«Всё, что делаете, делайте во имя Иисуса Христа».