Найти в Дзене
OnlineUniver.RU

Будущее по версии ФТС: цифровизация, правовая реформа и курс на 2025

Будущее по версии ФТС: цифровизация, правовая реформа и курс на 2025

Продолжение (пост 3 из 3)

📦 Безбумажный транзит, единое окно, цифровой профиль ВЭД — инициативы, которые призваны упростить взаимодействие бизнеса и таможни.

В докладе подчёркивается развитие цифрового профиля участника ВЭД как инструмента для ускоренного прохождения контроля, основанного на истории добросовестности.

Безбумажный транзит — пока пилот, в основном в рамках ЕАЭС.

Единое окно — уже реализовано частично: через платформу 'Одно окно' участники ВЭД могут подавать документы для экспортных операций, особенно в агропроме и при участии РЭЦ. В 2023 году ФТС интегрировала 12 услуг в систему межведомственного взаимодействия. Но на практике в ряде случаев всё ещё требуется дублировать бумажные документы, особенно если речь идёт о сопутствующих услугах и согласованиях с другими ведомствами (например, Россельхознадзором или Минпромторгом).

Все стремятся к цифровизации. Но на практике представитель в отдельных ситуациях всё ещё лично передаёт бумажные протоколы — например, при возврате обеспечения, предоставлении актов досмотра или протоколов взвешивания, особенно когда они оформляются не в ЦЭД, а на СВХ — и сталкивается с техническими задержками. Пока это скорее стратегический вектор, чем устоявшаяся повседневность.

📣 В чём плюсы?

ФТС действительно системно взаимодействует с бизнесом: регулярно обсуждаются инициативы, публикуются разъяснения, формируется обратная связь. Это создаёт базу для постепенных улучшений.

❓В чём остаются вопросы?

Пока многие предложения и планы звучат как декларации.

Бизнесу важно видеть чёткую реализацию — не только в части валютных расчётов и агентских схем, но и в вопросах, связанных с контролем происхождения, постконтролем, процедурой возврата обеспечения, пересмотром предварительных решений.

Нужны не только цели, но и понятные алгоритмы действий в нестандартных ситуациях: как взаимодействовать с ЦЭД, как отрабатывать запросы на пояснения, как избежать затягивания при возврате переплат.