BITWIG
Bitwig разрабатывается выходцами из Ableton и это видно. Похоже, разработчики хотели воплотить в жизнь нечто среднее между Ableton и Reason. Bitwig ориентируется на цифровую эмуляцию модульных синтезаторов. В последние годы они набрали большую популярность у нового поколения "экспериментаторов" и саунд-дизайнеров, которым интереснее исследовать свойства звука, чем ломать голову над композицией и структурой песни. В Bitwig можно размещать и объединять множество разнообразных блоков — генераторов, модуляторов, фильтров и т.д. Это как конструктор, из которого складывается звук, как в настоящих синтезаторах, но в формате программы.
Подобный функционал воплощен в плагинах и отдельных программах. При работе складывается ощущение, что это Serum на анаболиках, но Bitwig Studio — полностью функциональная DAW, в которой особенность содулярного синтеза соседствует с традиционными возможностями звукозаписи и обработки.
Программа работает под ОС MacOS, Windows и Linux
Стоимость от 100$ до 400$. Для предварительного знакомства есть пробная версия на 30 дней.
Внешний вид интерфейса достаточно приятный и привычный, как у многих DAW. Но в управлении есть ряд сомнительных решений и отличий. красной кнопкой записи на канале ты не только готовишь этот канал для записи, но и включаешь мониторинг. Отдельной кнопки мониторинга нет и это вызывает дискомфорт. Плюс по нажатию основной кнопки "Запись" ничего не происходит. После нужно нажать на "Воспроизведение". Тоже странное решение, правда, отключаемое в настройках.
В программе удобно строить цепь плагинов. Логика работы очень похожа на Ableton.
Мышью здесь можно выделить кусок аудио трека и по кнопке "Delete" именно этот кусок будет удален, что для треков, построенных на четком ритме и лупах просто великолепно.
В Bitwig, как в Ableton есть два режима работы: как лупер и как рабочая станция.
Что можно сказать в итоге? Программа красиво выглядит, имеет непривычный интерфейс, порой с сомнительными решениями, оснащена встроенными плагинами, инструментами, готовыми лупами, но оставляет впечатление, как более дешевая замена Ableton, заточенная под живой сет электронной музыки.
Видимо, исходя из специфики использования, материалов по обучению и использованию программы относительно мало, особенно на русском языке.
LOGIC PRO
Я никогда не являлся яростным фанатом техники Apple, доказывающим, что нет в жизни более удобных предметов и программ, а все остальное - хлам. Однако, недавно мне удалось покрутить в руках iPad с установленным Logic Pro.
Удобство работы не сказать, чтобы поразило, но приятно удивило.Logic Pro - главный продукт Apple, направленный на профессиональных музыкантов, продюсеров и звукоинженеров. Справедливости ради, стоит подчеркнуть, что приложение одинаково подходит профессионалам и музыкантам, которые начинали в GarageBand. За пару часов работы, я не ощутил никакого дискомфорта, пока упражнялся с треками.
С одной стороны, в Logic Pro есть все необходимое для звезд мирового масштаба, включая MainStage для проведения живых выступлений. C другой стороны, не обязательно иметь за плечами серьезное музыкальное образование и идеально разбираться в арпеджио и аккордах для работы над треками.
Огромный набор плагинов и обширная звуковая библиотека дают всё необходимое для всех этапов работы.
В Apple проделали огромную работу при создании программы. В частности, при создании функции Drummer. Они взяли высококлассных музыкантов-барабанщиков и записали каждый удар вживую. Очень похоже на качественную работу фирмы Toontrack с их плагинами Superior Drummer и EzDrummer.
Studio Bass и Studuio Piano, созданные на основе живых записей, позволяют писать готовые басовые и клавишные партии.
Плагин ChromaGlow позволяет добавить теплоту и винтажный характер звуку.
Flex Pitch позволяет не просто выравнивать звук, но и выбирать уровень форманты.
Chord Trigger и MIDI FX позволяют выбрать какой-нибудь блюз и нажатием одной кнопки получить классный блюзовый аккорд, поэтому не нужно разбираться в каких-нибудь гармонических джазовых или блюзовых ходах.
В программе есть инструменты для работы с Dolby Atmos и создания песен с объемным звуком. Появился и режим для работы с аудиоклипами, как в Ableton.
Компания старательно развивает программу, оправдывая ее эксклюзивный статус регулярными обновлениями и появлением новых функций. Последней версией, вышедшей в свет является версия 11 (которую мне и удалось попробовать).
Сейчас развивается интеграция ИИ в процесс мастеринга.
Logic Pro берет лучшее от аналогов и старается давать нечто новое. Цена Logic Pro вполне демократична по сравнению с конкурентами. Стоимость программы - 200$, но для iPad работает только годовая подписка.
Программа работает только под управлением ОС macOS, iOS, iPadOS, что можно считать существенным недостатком, ведь цены на технику Apple далеко не демократичные. Но для пользователей Apple, на мой взгляд, данный продукт является лучшим. Правильно говорят: "Хочешь сделать хорошо, сделай все сам!" Вот Apple и сделали.
REASON
В начале 2000-х мне в руки (а точнее, на жесткий диск) попали сэмплер ReCycle и секвенсор ReBirth, эмулировавшие басовый синтезатор TB-303 и драм-машину TR-808. Тогда я играл на гитаре и решил побаловаться созданием композиций бас+ударные+гитара. Но "побаловавшись" программами, слабо дотягивающими до реальных инструментов, я забросил сие неблагодарное дело.
В процессе работы над статьей, я выяснил, что эти разработки Propellerhead легли в основу полноценной DAW под названием Reason.
При знакомстве с программой сразу бросается в глаза красочный внешний вид и широкий спектр отличных стоковых звуков.
Каждый инструмент и эффект в Reason визуально отражен как виртуальный объект, расположенный на студийной рэковой стойке. Реализовано даже подключение разных устройств друг к другу через «провода», с помощью которых можно добиться самых неожиданных взаимодействий. Однако, можно так "наподключать", что потом долго будешь сидеть и разбираться, почему нет звука. Благо, все происходит в виртуальной среде, и нет риска "спалить" реальное оборудование.
Благодаря такой необычной реализации рабочего пространства для экспериментов редактор нашел свою аудиторию пользователей. В среде Reason складывается ощущение, что ты играешь, а не работаешь.
К началу 2010-х Reason сильно отставал от конкурентов. Несмотря на уникальные возможности, в нем не было прямой записи аудио и поддержки плагинов, так что назвать программу полноценной DAW, можно было с бооольшой натяжкой. Разработчики исправили свои недоработки и обновили функционал в более поздних версиях.
Сейчас Reason — полноценная и увлекательная цифровая студия, которая, кроме того, может интегрироваться как плагин в любую другую DAW. Однако, в сравнении с конкурентами Reason имеет меньшие возможности в записи и редактировании, и рассчитан, скорее, для музыкального производства и композиции.
Работает программ под ОС macOS и Windows.
Ценовую политику тоже не назовешь демократично. По подписке Reason+ стоит 200$ в год, а покупка обойдется в 500$.
Если Вас привлекает оригинальный интерфейс, множество инструментов и эффектов с глубокой настройкой, возможность получения оригинальных звуковых текстур, хорошая интеграция с любой DAW, то Reason - это Ваш выбор, но не запутайтесь в «коммутации» эффектов.
Обучающая информация по Reason есть в достаточном количестве. На начальном этапе можно воспользоваться русскоязычными видео по быстрому старту, а для продолжения освоения подойдут и видеоролики англоязычных энтузиастов получения неповторимых звуков.
STUDIO ONE
Studio One является детищем американской фирмы PreSonus, выпускающей отличное "железо". Чего стоит только один предусилитель Presonus Studio Channel, который раскупили, как горячие пирожки, благодаря отличному функционалу, за приемлемую даже для домашней студии цену.
DAW, заточена под работу с реальными устройствами и обеспечивает отличную и глубокую интеграцию программы и оборудования по обе стороны экрана. Как и в Pro Tools, здесь основной упор сделан на работу звукорежиссера.
Если вам нравится сидеть за консолью в поисках идеального баланса, Studio One станет отличной заменой для своего гораздо более дорогого конкурента, а сэкономленные деньги можно потратить на фирменное оборудование PreSonus, в каталоге которой масса оборудования: аудиоинтерфейсы, контроллеры, микрофоны, предусилители.
Программа работает под ОС macOS, Windows, Linux. Стоимость при разовой покупке составляет 179$ (техническая поддержка в течение года), есть вариант годовой подписки за 179$ в год, при котором нет ограничения срока обновления программ.
Последняя версия на момент обзора - 7.
О том, что новая версия Studio One будет серьёзно отличаться от предыдущих изданий программы представители PreSonus рассказывали осенью 2024 года.
Тогда же стало известно, что разработчики планируют отказаться от всех "урезанных" изданий программы, оставив единственный вариант Pro.
Новая версия программы предлагает «более 30 новых функций», среди которых интеграция с сервисом Splice для упрощения работы с сэмплами, лупами и стэмами, и инструменты на основе искусственного интеллекта (ну кудЫ Ж нынче без него!).например, разделитель стэмов, работающий на основе алгоритмов искусственного интеллекта анализирует готовые аудиофайлы и разбирает их на отдельные компоненты: ударные, бас, вокал, аккомпанемент. При этом стэмы расставляются в соответствии с таймлайном. После разделения пользователь получает проект с набором отдельных дорожек.
В DAW добавили браузер Integrated Launcher, предлагающий «новый способ организации и управления аудиоконтентом». В браузере доступен быстрый просмотр сцен с аудио и MIDI-информацией, а также опции зацикливания, упрощающие работу с файлами.
Цифровая рабочая станция также получила функцию глобального транспонирования содержимого проектов. С её помощью можно послушать проект в других тональностях без необходимости переписывать партии или вносить какие-либо изменения в уже записанный материал.
Ранее пользователи отмечали как недостаток ограниченный функционал для саунд-дизайна и сочинения музыки. В последней версии Presonus решили исправить этот недостаток.
В нотном редакторе Note Editor появился дополнительный редактор Impact для работы с виртуальными инструментами и ударными паттернами. Программа научилась отправлять контрольные сигналы и триггеры на аппаратные синтезаторы и другое оборудование, благодаря чему музыканты смогут синхронизировать цифровое и аналоговое оборудование между собой.
В программу добавлен виртуальный инструмент Deep Flight One, предназначенный для эмбиент-музыки. Библиотека предлагает «широкую палитру текстур, пэдов и дронов».
В общем Studio One отличная DAW, особенно для тех, кто является обладателем приборов Presonus.
Обучающей информации по Studio One не сказать, чтобы много, но вполне достаточно для начала работы и более глубокого освоения программы.
FL STUDIO
FL Studio — одна из самых популярных программ для создания музыки. За свой период существования в более чем четверть века, программа приобрела стойкую репутацию DAW для новичков, пытающихся начать заниматься битмейкингом. Ее оригинальная версия, вышедшая в конце 1997 года называлась FruityLoops (FL) и была простенькой цифровой драм-машиной. С течением времени проект стал полноценной цифровой звуковой студией (Studio).
Сейчас в перечень возможностей входят: запись вокала и инструментальных дорожек, аранжировочный интерфейс и плагины для сведения и мастеринга готовых треков.
Программа является, на мой взгляд, лучшей именно для битмейкеров.
Популярность домашнего продакшна и те высоты, которых он достиг во многом заслуга создателей FL Studio.
Фанаты ценят программу за интуитивный интерфейс, ненавистники, считают, что она не годится для серьезного творчества. Но, как и любая другая DAW, "Фрукты" всего лишь дает вам необходимые инструменты для творчества.
Ощущения от работы с FL STODIO действительно схожи с игрой в конструктор Lego. Ты заполняешь цветные квадратики и собираешь из кусочков будущую песню.
В программе есть и широкий (и постоянно обновляющийся) набор встроенных плагинов для продвинутых пользователей. Но для производства битов эта DAW подходит больше, чем для традиционной звукозаписи. Особенности интерфейса делают FL Studio удобной в первую очередь для создания электронной музыки типа техно, хаус и хип-хоп.
В программе есть масса плагинов и инструментов, встроенный секвенсор.
Программа отлично работает на любом современном ноутбуке или настольном компьютере в ОС MacOS и Windows, есть даже мобильная версия для Android и iOS.
Цены на FL Studio сопоставимы с Ableton Live и составляют от 100 до 500 долларов.
Бесплатная пробная версия обладает полным функционалом самого дорогого издания, кроме сохранения проектов (сомнительное, на мой взгляд, удовольствие, лучше бы уж сделали ограничение по времени).
Даже если ваше творчество не входит в категории, относящиеся к электронной музыке, простота интерфейса программы поможет разобраться в базовых принципах звукозаписи. В дальнейшем полученные знания обязательно пригодятся в работе с другими, более сложными программами.
Благодаря своей популярности у создателей электронной музыки в домашних условиях, обучающего материала по работе с программой хватает с лихвой.