Всем привет! Сегодня я начинаю серию обзорных статей, посвященных цифровым рабочим станциям. Статьи предназначены для тех, кто только собирается начать свою творческую деятельность и не может определиться, какую же выбрать программу. Здесь не будет подробных обзоров, а только общие сведения, плюсы и минусы разных станций.
Предисловие.
Лет 20-25 назад, у тех, кто занимался музыкальным творчеством, для получения качественного материала не было другого выхода, кроме как арендовать профессиональную студию или поручить работу профессиональному звукорежиссеру. С развитием технологий, их удешевлением, широкой доступностью, ситуация изменилась, и теперь путь в музыкальный продакшн открыт практически всем, кто имеет дома компьютер, минимальный набор оборудования и музыкальных инструментов.
Доступность технологии, конкуренция производителей порождает другую проблему - проблему выбора. Какую же выбрать цифровую рабочую станцию.
Прежде всего, давайте определимся с термином, что такое "цифровая рабочая станция"?
Цифровая рабочая станция - Digital audio workstation, DAW) — это специализированная программа, предназначенная для записи, хранения, редактирования и воспроизведения цифрового звука, которая предусматривает возможность выполнения на ней законченного цикла работ, от первичной записи до получения готового результата.
В русском языке иногда такие программные продукты называют "DAWка", секвенсор. В настоящее время на рынке существует более трех десятков различных DAW, имеющих разный функционал и назначение. В любой из программ, как правило, можно найти всё необходимое для всех этапов творческой работы. Программы включают в себя MIDI-секвенсор и редактор для сочинения мелодии или бита, набор инструментов и эффектов для получения нужного звучания, а также виртуальную консоль (микшерный пульт) для записи, микширования и мастеринга треков.
На начальном этапе творчества сложно понять, что именно пригодится для конкретных задач. При этом, вряд ли Вы позволите себе накупить целую кучу DAW, а потом выбирать. Такой подход приведет к огромным затратам времени и денег. Для оценки своих продуктов разработчики предлагают демо-версии и пробные периоды своей продукции. Работа с демо-версией поможет оценить ваши ощущения при работе и сделать выбор из множества вариантов.
При выборе важно учитывать то, какую музыку Вы собираетесь создавать. Если Вы хотите вживую исполнять хаус на сцене клуба, вам скорее подойдет Ableton Live, чем Cubase. То же суждение справедливо, если Вы имеете цель стать звукоинженером и научиться грамотно выстраивать звук на записях.
Какие-то программы предлагают отличную рабочую среду для живой записи, в каких-то великолепно реализован саунд-дизайн, в третьих отличная среда для написания оркестровых партий. Прислушайтесь к вашему внутреннему ощущению, посмотрите на возможности станции по реализации вашего творчества, тогда вы будете лучше понимать, какая именно DAW вам подходит.
Собирать информацию и сравнивать разные программные продукты утомительно, поэтому в предлагаемой статье будет дана оценка наиболее известных DAW, представлены их сильные и слабые стороны, даны советы по выбору DAW для разных творческих целей. В этом списке вы найдете:
1. CUBASE
2. ABLETON LIVE
3. PRO TOOLS
4. REAPER
5. BITWIG
6. LOGIC PRO
7. REASON
8. STUDIO ONE
9. FL STUDIO
10. CAKEWALK
11. DIGITAL PERFORMER
12. SAMPLITUDE
13. HARRISON
14. NUENDO
15. ADOBE AUDITION
16. TRACKTION (WAVEFORM)
17. AUDACITY
18. LUNA
19. ACOUSTICA MIXCRAFT
Список программ не является рейтингом. Выбор DAW, исходя из ваших творческих целей и удобства работы, остается за вами.
CUBASE
Почему данная DAW находится в моем списке под номером один? Все до банальности просто - это моя основная рабочая станция, которую я знаю, постоянно использую и могу рассказать о ней в подробностях, но... Обзор у нас общий.
Итак, данная DAW работает на ОС Windows и MacOS, поддерживает плагины в формате VST (кстати, Steinberg является разработчиком и законодателем формата VST, то есть всего формата плагинов).
Стоимость лицензии от 100 до 600 евро, однако с оборудованием Steinberg поставляются ключи для базовой версии, которая вполне подходит для простейших действий. Есть демо-версия, которая доступна пользователю 60 дней.
Cubase поставляется в трех редакциях, каждая из которых предлагает удобную работу с аудио и MIDI, комплект инструментов и сэмплов, встроенный автотюн и другие возможности. В максимальной версии имеется большое количество плагинов для обработки. Дополнительно в состав входит секвенсор ударных и синтезатор.
Функционал позволяет заниматься созданием аранжировок, сведением и мастерингом. Так же стоит отметить, что Cubase, пожалуй, самая мощная станция, когда дело касается MIDI. С ней работают многие легендарные кинокомпозиторы, такие, как Ханс Циммер. Для написания музыки для видео, игр или фильмов, Cubase обладает множеством полезных функций, которые делают её отличным выбором для MIDI-композиций.
Среди особенностей программы можно выделить специальное облако, позволяющее пользователям Cubase разных платформ работать с проектами в режиме реального времени.
Последняя версия на момент обзора - 14. Обновление сфокусировано на добавлении в рабочую станцию «новых креативных плагинов и инструментов обработки аудио». Добавлены модуляторы (только для версии Pro), позволяющие создавать креативные и неповторимые звуки, появился новый секвенсор паттернов, новая драм-машина.
Кстати, в Cubese встроен редактор партитур Score Editor, чьи возможности стали еще богаче в последней версии. По мнению Steinberg, редактор стал ближе по функциональности к Steinberg Dorico, что позволит музыкантам более эффективно работать с партитурой. Так что застой в развитии программы, на который так часто жаловались пользователи в Интернете, преодолен.
Из минусов можно выделить не самый удачный и запутанный интерфейс, основанный на множестве рабочих областей, закладок делении окна на зоны.
Пользователи, к которым принадлежит и ваш покорный слуга, отмечают, что Cubase не такой сложный для изучения, каким он кажется на самом деле. Соглашусь, поначалу программа кажется сложной, но по мере ее изучения все становится просто и понятно.
Ситуация с обучающим контентом на Cubase вполне удовлетворительная. Есть курсы и советы на русском языке, хотя они не очень свежие и их не много. На англоязычных форумах полезных материалов гораздо больше. Есть официальные еженедельные англоязычные стримы по изучению Cubase. Со своей стороны могу рекомендовать канал композитора Dom Sigalas, который также работает в Cubase.
ABLETON LIVE
Следующей в нашем списке значится DAW, которая установлена у меня в качестве дополнительной. Ее выбор обусловлен тем, что я использую MIDI-клавиатуру Novation Launchkey, а ее функционал в полной мере раскрывается именно в Ableton.
Это одна из самых ходовых программ, которая постоянно фигурирует в списках лучших программ для создания музыки. Программа работает в OC Windows и MacOS и имеет огромный функционал, который позволит работать с голосом, создавать cвои композиции, работать в режиме живых перформансов. Последнее особенно ценится электронными музыкантами, которые активно используют Ableton во время клубных сетов. Для этого в программе имеет специальный режим Session View, в котором вместо привычных дорожек можно работать с зацикленными аудиоклипами (лупами) любой длины. Это одновременно сэмплер, секвенсор и грувбокс, идеально работающий в паре с миди-контроллером (например, как мой Novation Launchkey или фирменным Ableton Push).
Говоря про широкий функционал, стоит упомянуть огромный выбор библиотек звуков.
Такая же ситуация и со встроенными плагинами. Они здесь высочайшего качества и покрывают все возможные потребности, несмотря на свой минималистичный интерфейс.
Функционала стандартных плагинов хватает с лихвой, при должном знании работы DAW.
Ableton может показаться слишком сложным для новичков, но освоение базовых навыков не займет много времени. А дальше можно открывать для себя безграничные возможности программы. Кто-то использует Ableton как платформу для сторонних плагинов, но большинство продюссеров создает музыку только с базовыми инструментами.
С помощью расширения Max for Live пользователи по всему миру создают уникальные вещи, которые объединяют природу звука с цифровыми технологиями.
Последняя на момент обзора версия - 12
Стоимость различных комплектов от 100 до 750 долларов, но у всех есть возможность скачать демо-версию, которой можно будет пользоваться в течении 90 дней.
Таким образом, Ableton - это гибкая платформа для живых выступлений с отзывчивым режимом, для модификаций музыки, имеющая отличный набор базовых плагинов.
Из минусов можно подчеркнуть уже упомянутую ранее сложность обучения на первых этапах, а также то, что даже фанаты Ableton признают, что он любит вылетать без видимых причин.
Обучающего материала на русском языке по данной DAW огромное количество, не говоря уже об англоязычных курсах, где есть целые направления, обучающие написанию электронной музыки и использованию программы на живых сетах. Из русскоязычных могу порекомендовать сообщество Ableton Live в VK, где есть масса бесплатных и платных курсов.
PRO TOOLS
Рабочая станция для ОС Windows и MacOS, которой пользуются профессиональные звукорежиссёры, саунд-дизайнеры и другие создатели звука. Если вы решили посвятить себя перечисленным профессиям, то осваивать Pro Tools вам придется, даже если вы этого не желаете, ведь программа является общемировым стандартом для профессионалов.
Программа позволяет работать одновременно с аудиодорожками и с видеоизображением, что весьма пригодится при работе над фильмом. Справедливости ради, стоит сказать, что сейчас во многих топовых секвенсорах есть простейшие функции работы с видео. Есть такая возможность, например, в Cubase и Reaper.
Pro Tools вышла в свет в 1991 году и была первой цифровой программой для записи музыки, которая позволяла получать высочайшее качество записи и обработки звука и при этом не тратить больших денег на дорогостоящее аналоговое оборудование.
Постепенно программа стала стандартом студийного ПО для работы со звуком, и сегодня её можно найти в кино- и музыкальных студиях во всём мире («Мосфильм», Disney, Paramount)
Музыканты используют Pro Tools для записи композиций с большим количеством живых инструментов — например, с джазовыми ансамблями и симфоническими оркестрами. Pro Tools также выбирают кинокомпозиторы. Например, упомянутый при обзоре Cubase, Ханс Циммер использует Pro Tools для совмещения аудио и видео.
Интерфейс программы похож на Cubase, Studio One, Reaper. Благодаря такому сходству те, кто уже работал с другими DAW, легко освоят и Pro Tools. В то же время, интерфейс не располагает к творчеству по сиюминутному вдохновению, он не ориентирован на то, чтобы можно было сделать черновик. В Pro Tools пока нет возможности накинуть на основную мелодию автоматически сгенерированные барабаны или лупы, что важно для быстрой фиксации идеи трека.
В программу включены инструменты для работы с MIDI, но главный фокус Pro Tools — все-таки на записи инструментов живых инструментов с внешнего источника. DAW максимально оптимизирована для работы со студийным железом и спокойно справляется с двумя сотнями дорожек одновременно.
Несомненным минусом использования программы является необходимость оформления ежегодной подписки по достаточно высокой цене - 300-600 долларов, но есть ознакомительная версия Pro Tools Intro, которая включает восемь инструментальных дорожек, восемь аудиодорожек, восемь MIDI-дорожек, 35 подключаемых модулей, что вполне достаточно для создания микса в домашней студии.
Самая продвинутая версия, в которой работают специалисты - Pro Tools Ultimate, которая дает до 2048 дорожек, но на практике обычно столько и не нужно. Обычно специалисты используют до 300 дорожек, а большее их количество говорит о неумении организовать свое рабочее пространство. Зато Ultimate позволяет работать одновременно с 64 видео и с форматами пространственного аудио форматов 5.1, 7.1, что чаще всего нужно в кино или сериалах.
Несмотря на перечисленные плюсы, Pro Tools не назовёшь программой для всех. Некоторые виды музыки на ней записать сложно, в других DAW процесс будет приятнее. Pro Tools Не подходит для записи электронной музыки. Пользователи отмечают достаточно "слабые" стандартные плагины.
Лично мне эта станция показалась какой-то "слишком навороченной, а, скорее, "замороченной" при первичном знакомстве.
Это не тот редактор, в котором будешь сидеть вечером дома, ковыряя свой проект. Pro Tools подходит профессионалам своего дела, для которых главное удовольствие в тонкой настройке всех нюансов звука на этапе записи и продюссирования.
При такой популярности излишне жаловаться на недостаток обучающего материала для Pro Tool, в том числе и на русском языке.
REAPER
Одним из разработчиков REAPER является известный Justin Frankel, создавший в свое время всем известный WinAmp. Внешний вид программы и её поведение выдает то, что делалась она в первую очередь программистом.
Работает программа не только в ОС Windows и MacOS, но и в Linux.
Установщик Reaper весит около двух десятков мегабайт, а сам редактор не требует наличия мощной системы — заниматься музыкой получится даже на стареньком ноутбуке.
Аскетичный интерфейс не очень привлекателен, но за простым интерфейсом скрывается отлично проработанная программа, которая отлично работает как оболочка для использования сторонних плагинов VST, DX, AU.
Уникальным свойством REAPER является встроенная виртуальная машина JavaScript, которая компилирует и выполняет исходные тексты плагинов в формате JS. Несколько плагинов такого типа поставляются вместе с программой, а на сайте производителя есть форум энтузиастов, где бесплатно можно найти массу дополнительных плагинов.
Свой набор эффектов в программе тоже есть, но слишком они просты для серьезной звукозаписи и обработки.
Если открыть окно настроек, то можно растеряться от обилия параметров, которые можно изменить. Настроить можно практически что угодно. Кроме того, можно создать свою панель инструментов, обеспечив индивидуальными кнопками для быстрого доступа к плагинам, цепям обработки и различным функциям.
Воспользовавшись "скинами", можно изменить внешний вид интерфейса, сделав его похожим на FL Sudio или Pro Tools. Можно установить и совсем уникальный вид или сделать его самому.
Такая "кастомизация", на мой взгляд, хороша для ускорения рабочего процесса и создания приятного рабочего пространства, но за постоянной настройкой под себя теряется сам процесс создания композиции.
В проект Reaper можно добавить неограниченное количество дорожек. При этом дорожки могут быть вложенными. Есть еще одна очень приятная сторона — в Reaper нет различия между MIDI и аудио дорожками. На одной и той же дорожке могут соседствовать фрагменты разных типов.
Piano roll в программе приличный, но с минимумом необходимых функций.
Наложить эффекты на MIDI-инструмент нельзя. Точнее формально эффекты вставляются, только на звук не влияют.
Великолепно реализована техническая поддержка. Новые функции появляются в программе чуть ли не каждую неделю. При этом принимаются во внимание пожелания и замечания пользователей.
Своеобразно реализована и экономическая политика, которая понравится пользователям с ограниченным бюджетом. Номинально пробная версия действует 60 дней, после чего подразумевается, что вы должны купить программу. Тем не менее Reaper продолжает работать как ни в чем ни бывало даже после окончания срока, без ограничения функционала, лишь при запуске придется минуту подождать, пока отработает таймер.
Если вы все-таки захотите вознаградить труд разработчиков, стандартная лицензия для частных лиц стоит гораздо дешевле, чем у многих других производителей - 60$. Цена коммерческой лицензии с полным функционалом уже сопоставима с другими популярными DAW - 225$.
Обучающего материала для освоения программы огромное множество и на английском и на русском языке. Секвенсор очень популярен в последние годы и популярность его растет.
За счет своей открытой системы, невысокой стоимости, нетребовательности к ресурсам Reaper пользуется большим уважением в кругах музыкантов-энтузиастов.
Я использовал Reaper около года, но отказался от него именно по ряду причин, в том числе по причине того, что в нем все время хочется что-нибудь "поднастроить" под себя, а не использовать его по прямому назначению. Если вы устойчивы к вашим желаниям все время что-то менять, для работы я его могу рекомендовать смело.