Всё! Вся выставка - настоящий шедевр, созданный (мы даже и не представляем, сколько времени ушло на создание этой выставки) современными руками, которые притрагивались к вещам с историей в 300 лет.
Как вы могли заметить (надеемся, что вы, дорогие читатели, обращаете внимание на мелочи), все обложки объединяет крупный жемчуг и согласитесь, что смотрится он благородно. Мы уже как-то оспаривали стереотипы о жемчуге в нашей статье, поэтому и сейчас будем придерживаться мнения, что жемчуг в моде "при любой погоде", в любой эпохе, в любом возрасте и образе.
В коллекции драгоценностей Эрмитажа представлены многочисленные художественные памятники, выполненные лучшими мастерами разных стран и эпох – часть этого бесценного собрания впервые представлена в Москве в рамках большого выставочного проекта.
Во всем мире Русский императорский Двор славился невероятной изысканностью и богатством. В Государственном Эрмитаже хранится одно из крупнейших в мире собраний произведений искусства, и коллекция драгоценностей занимает в нем особое место. На протяжении столетий она создавалась как императорская, в нее попадали только лучшие изделия отечественных и зарубежных мастеров.
Одежда юного Александра I и чертежные приборы членов царской семьи Романовых, собрание драгоценностей Романовых и их придворных из Бриллиантовой кладовой Эрмитажа, дамские бальные платья и мундиры, а также потрясающие картины, на которых мы можем лицезреть владельцев этих украшений и предметов – все это нужно и можно увидеть на выставке «Драгоценности! Блеск русского двора», которая открылась в декабре прошлого года в Государственном Историческом Музее и пройдет здесь до мая этого года.
Многогранность палитры предметов и направлений, представленных на этой выставке настолько широка, что не хватит нескольких дней, чтобы рассказать отдельно про каждое из них.
Я попытаюсь зацепить ваше драгоценное внимание на том, что интересно мне – на произведениях ювелирного искусства. Да, именно так драгоценные мои – не на ювелирных изделиях, а на произведениях высочайшего ювелирного искусства.
Я надеюсь, что те, кто из вас стал моим постоянным подписчиками – доверяют моему вкусу и проследуют за моим выбором сегодня. И это выбор не только ювелирных украшений, сколько их владелец.
Здесь поистине собрана уникальная и потрясающая своей "ювелирностью" коллекция драгоценностей царского двора, но я по обыкновению выберу всего несколько, на свой вкус, про них мы и поговорим подробнее.
Предлагаю начать в хронологическом порядке:
Галерея драгоценностей
1. Царь (Император) Петр I
Пётр I Алексеевич (Пётр Великий — царь всея Руси с 1682 года, первый император Всероссийский с 1721 года.
Государь Император Петр Великий – в представлении не нуждается. Все - в имени его.
Как мы знаем, с юных лет, проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершал длительные путешествия в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада.
Именно драгоценности, привезенные Петром I из заграничных поездок, представлены среди экспонатов этой выставки:
Считается, что в Саксонии (в Дрездене) Петром была приобретена коллекция cтатуэток из золоченного серебра, барочного жемчуга, эмали - Группа «Точильщик и два алебардиста».
А подвеска «Якорь», вероятно, была привезена царем из Голландии. Подвеска из золочёного серебра, украшенная алмазами - не только изящное украшение, но и символическая вещь: видно, что царя не отпускала мысль о создании российского флота. Она упомянута в одной из первых описей драгоценностей петербургского двора, составленной при разделе имущества Екатерины I между её дочерями Анной и Елизаветой
2. Императрица Анна Иоанновна.
Императрица Всероссийская с 1730 года из династии Романовых, сменившая на престоле Петра II, племянница Петра I, дочь его старшего единокровного брата Ивана V.
После смерти своего двоюродного племянника Петра II была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом как монарх с ограниченными (в пользу аристократов — «верховников») полномочиями. При поддержке дворян восстановила абсолютизм, распустив Верховный тайный совет.
Время её правления позднее получило название «бироновщина» по имени её фаворита Эрнста Бирона.
По мнению некоторых исследователей, Анна Иоанновна считается последней чистокровной русской императрицей по линии отца и матери, и предпоследней Романовой по прямой линии.
1. Туалетный прибор императрицы Анны Иоанновны, выполненный из золота в аугсбургской мастерской Иоганна Людвига Биллера. В наборе - 46 предметов из золота, в том числе: лотки, коробки, рукомойный прибор, подносы, щетки, подушка для булавок, флаконы, подсвечники.
Туалетный прибор в разное время хранился в личных комнатах нескольких царских резиденций. Но, даже позднее, являясь экспонатом императорской коллекции драгоценностей он, согласно традиции, выдавался для одевания к венцу невест царского дома: перед этим зеркалом одевались и прихорашивались все невесты Дома Романовых - вплоть до начала XX века.
На выставке представлено несколько предметов из этого комплекта: Бриллиантовая кладовая Эрмитажа в Санкт-Петербурге впервые «отпустила» в столицу только часть реликвии – два подсвечника, кувшин и большую коробку
1.2. Зеркало императрицы Анны Иоонновной. Мастер Чарльз Кендлер
Двусторонне зеркало вращается на шарнире и помещено в изогнутую трапециевидной формы золочёную раму с ручками в виде массивных завитков с натуралистичным декором.
Зеркало было заказано предположительно в 1738-1739 гг. для императрицы Анны Иоановны, о чём свидетельствует наличие на предмете императорского герба.
Зеркало переходило к разным членам императорской семьи. Последняя владелица - герцогиня Е.Г.Саксее-Альтенбургская, внучка великого князя Михаила Павловича.
3. Екатерина II. Екатерина Великая.
Императрица и Самодержица Всероссийская.
В представлении не нуждается. Ее правление называют «золотым веком». Фавориты, Новороссия, просвещение и переписка с Вольтером, блестящие победы российского оружия и флота, блестящий двор и его императрица.
3.1. Драгоценные букеты Иеремии Позье
В XVIII столетии представители российской аристократии, следуя примеру европейских дворов, стремились к созданию роскошных и утончённых украшений. Драгоценности стали важной составляющей придворной культуры, демонстрирующей статус и власть их владельцев.
Значительный вклад в формирование предпочтений царской семьи и развитие ювелирного дела в стране внёс Иеремия Позье, работавший при дворе трёх императриц. Уроженец Швейцарии придворный ювелир Жереми Позье, заслуженно считается одним из лучших мастеров золотых дел России и Европы. Больше всего он стал известен как создатель Большой императорской короны для коронации императрицы Екатерины II (1762).
Корону авторства Жереми Позье, ставшую признанным произведением ювелирного искусства, в дальнейшем использовали в церемониях коронации всех российских императоров.
Но также, «главный императорский бриллиантщик России» (как его назвали), был известен своим мастерством в создании «драгоценных букетов» – брошей в виде цветочных композиций, которые придворные дамы носили на корсаже или на ленте.
3.1.1. Букет цветов из драгоценных камней, в вазе 1740-е гг.
Недавно этот шедевр показывали нашему президенту в Эрмитаже.
Бриллианты, сапфиры, алмазы-розы, изумруды, рубины, шпинель, гранат-пироп, гранат-гессонит, гранат-альмандин, хризолиты, агат, топазы, цитрин, бирюза, кахолонг, оникс, золото, серебро, ткань, стекло; пайка, полировка, резьба.
Центр цветков и лепестки - 400 алмазов бриллиантовой огранки. Мелкие алмазы огранки роза (их больше 450) окаймляют сапфиры, рубины, хризолиты, топазы и изумруды. Для живости мастер закрепил на букете маленькую фигурку насекомого на изумрудной ветке.
3.1.2. Еще один пример ювелирного искусства, которым пользовалась Екатерина Великая: шкатулка для драгоценностей, усеянная почти 400 разноцветными драгоценными камнями и камеями. Восьмиугольный ларец весом около трех килограммов выполнен из золоченого серебра со вставленными в него овальными пластинками горного хрусталя, через которые можно было рассматривать то, что хранилось внутри.
В декоративное убранство ларца также введены камеи на агатах. Они украшают его стенки, основание и крышку. Преимущественно это стилизованные портреты римских императоров, анонимные женские и мужские профили, а также детские головки.
Конечно, по сравнению с работами Иеремии Позье, эта шкатулка выглядит как-то по «цыгански». Зато полностью удовлетворяет слогану выставки: «Драгоценности. Блеск русского двора»
Обязательно сходите на выставку. А если сходили, пишите отзывы в комментариях!