И даже не один, а несколько. Большие и маленькие, скульптуры, флюгеры и миниатюрные статуэтки.
Приезжающим в Москву и впервые попавшим на Красную площадь кажется, что здание Государственного Исторического музея по меньшей мере одно из древнейших здесь, возможно – ровесник Кремлевских стен. Однако оно довольно молодое, ему нет и полутораста лет. А вот история его восходит намного глубже.
Давным-давно я писал об одном из корпусов Московского Государственного Университета. И упоминал, что местом, где он зародился в 1755 году, еще при императрице Елизавете Петровне, было здание Земского приказа с Главной аптекой у Вознесенских ворот Кремля, построенное в 1699 году.
Однако очень скоро учащихся стало так много, что его помещения сделались слишком малы, и пришлось строить для университета собственные здания.
Да еще и, рассказывают, местный Торг сильно отвлекал студиозусов от учебного процесса: и желание что-то толкнуть на толчке, и побродить по рядам в поисках интересной покупки вместо уроков. Впрочем, это совсем другая история.
Университет в конечном итоге переехал сначала на Никитскую улицу, затем на Моховую, а здание Аптекарского двора спустя какое-то время Московская городская дума начала рассматривать в своих интересах, подумывая построить на его месте новое здание для себя.
Но тут встал вопрос о том, что Москве необходим музей, в котором можно было бы продемонстрировать историю Государства Российского…
...«Во славу вековой жизни русского народа»
Как говорилось в обсуждении проекта его создания, целью будущего музея предполагалось
«собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и знаменательнейшие события – живым словом раскрыть перед народом страницы его истории»
Место под него подбирали долго и тщательно, а у истоков его зарождения стояли такие величины, как генерал-майор, военный педагог и музейный деятель Николай Ильич Чепелевский, руководитель Петербургской школы историографии академик Константин Николаевич Бестужев-Рюмин и даже цесаревич Александр Александрович. Великий князь и будущий император увидел подобный музей заграницей и загорелся идеей создать такой же в России.
В 1872 году в Москве состоялась Политехническая выставка, посвященная двухсотлетию со дня рождения Петра Первого, и одной из важных её частей сделалась обширная экспозиция от ветеранов Крымской войны, защитников Севастополя. И так вышло, что именно организаторы Севастопольского отдела той выставки спровоцировали скорейшее создание музея. Коллекция оказалась столь велика и замечательна, что ее было необходимо где-то хранить для будущих демонстраций. А политехнический музей, созданный как раз на основе выставочных фондов, не слишком подходил для этого тематически.
Тогда и было получено высочайшее дозволение Александра Второго на создание Исторического музея имени цесаревича Александра. А дата 9 февраля 1872 года сделалась официальным днем рождения музея.
Дума предложила для его постройки землю на Красной площади, для себя решив взять другой участок, а первый камень будущего музея…
…В августе 1875 года собственноручно заложил сам император Александр Второй
На роль авторов проекта пригласили архитектора Владимира Иосифовича (или Осиповича) Шервуда и инженера Анатолия Александровича Семенова. Помощником Шервуда на строительной площадке стал Роман Иванович Клейн.
Строительство велось долгие восемь лет, условия для инженерно-геологических работ были очень сложные, здание возводилось на краю площади под большим уклоном.
(12 фото)
Вдобавок строительство прерывалось на три года из-за недостатка финансирования. В итоге упростили первоначальный декор, отказались от многоцветных изразцов на фасадах.
А в 1879 году приключился серьезный конфликт из-за разногласий по поводу оформления между Шервудом и Семеновым с одной стороны и членом комиссии по созданию музея, историком Иваном Егоровичем Забелиным с другой. В итоге в один не самый прекрасный день Шервуда отстранили, а ему на замену взяли архитекторов Александра Протогеновича Попова и Александра Фелициановича Мейснера.
Именно Попов достраивал здание и возводил его остроконечные башни с символами царского достоинства и величия – единорогом и львом.
(5 фото)
Над внутренней отделкой здания трудились Петр Соймонович Бойцов и Илья Евграфович Бондаренко, а залы оформляли художники Иван Константинович Айвазовский, Виктор Михайлович Васнецов, Валентин Александрович Серов и Федор Андреевич Бронников.
(15 фото)
В 1881 году началась подготовка к коронационным торжествам, работы по строительству ускорили, и…
…В мае 1883 года Императорский Российский Исторический музей был открыт
Вскоре после открытия его посетил уже не цесаревич Александр Александрович, а коронованный император Всероссийский Александр Третий с супругой, императрицей Марией Федоровной.
Залы музея устроили таким образом, что, проходя их один за другим, можно было наблюдать историю России в хронологическом порядке, начиная с древнейших времен. Правда, к моменту открытия были готовы пока только одиннадцать залов, и повествование обрывалось на тринадцатом-четырнадцатом веках.
(12 фото)
Интересно, что в аванзале музея на одном из мемориальных барельефов изображен портрет Владимира Шервуда, но самого архитектора на торжественное открытие не пригласили.
(5 фото)
Строительство и оформление интерьеров продолжалось и после открытия. Регулярно и активно пополнялись фонды благодаря дарителям, известным меценатам и коллекционерам: Бахрушиным, Забелиным, Щукиным, Уваровым, Щербатовым… Основу коллекции составили бесценные памятники археологии, нумизматики, произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, древние книги, оружие и костюмы. К слову сказать, Алексей Петрович Бахрушин всю свою богатейшую коллекцию завещал Музею, в результате два зала были названы в его честь.
Исторический музей сделался фактически живым учебником для целых поколений историков, искусствоведов, культурологов и музееведов. Больше двухсот томов научных трудов было написано на базе его фондов, коллекций и выставок.
(15 фото)
Первым директором музея был избран один из его создателей, граф Алексей Сергеевич Уваров. Но он скончался через год после открытия, и его место занял археолог и историк, москвовед Иван Егорович Забелин.
Кстати, не многие знают, что внутри музейного здания устроено подобие русско-византийского храма. Его очертания можно увидеть, прокатившись между первым и последним этажами на лифте с прозрачными стенами. Внутри же его можно рассмотреть, посетив «Византийский зал», в котором размещается выставка «Золотая кладовая».
А в 1917 году…
…Музей едва не погиб
После революции Императорский Исторический музей переименовали в Государственный Исторический Русский музей, но через несколько лет слово «русский» из названия убрали. И хотя революционные власти музей сохранили, не обошлось без инцидентов.
Как писал в своем дневнике руководитель Общества друзей ГИМ, археолог, профессор МГУ Василий Алексеевич Городцов,
«В открытые залы музея вошёл солдат-малоросс и начал кричать: «Вот куда наши трудовые гроши тратят: строят миллионные домы для хранения поганых черепков и никуда не годных бумаг! Товарищи! — обратился солдат к сбежавшийся публике, — весь этот навоз нужно выбросить вон, а в доме устроить фабрику!»
Пытались бесчинствовать внутри и другие солдаты, но безумство толпы остановили лично Владимир Ильич и нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Тем самым музей был фактически спасен от мародеров и фанатиков.
Некоторые залы все-таки расформировали, зато создавались новые.
(7 фото)
Великую Отечественную войну часть фондов переждали в казахском городе Костанае, однако сам ГИМ не закрывался и был единственным музеем Москвы, работавшим в 1941-1945 годах, прервав свою работу лишь на неделю после бомбежки осенью 41-го.
После войны музей продолжал развиваться, ширились его коллекции.
В 1997 году на башни вернулись золоченые двуглавые орлы, а в 2003-м – скульптуры льва и единорога.
(7 фото)
Помимо главного здания комплексу Исторического музея принадлежат собор Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, а в начале двухтысячных к нему добавились здание Московской городской думы (нынешний Музей Отечественной войны 1812 года), Монетный двор на Никольской улице и Никольские торговые ряды, о которых была вчерашняя заметка.
(9 фото)
А история Музея Отечественной войны, что расположен по соседству, и многие другие рассказы еще впереди.
Как говорится, не переключайтесь!
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Вы можете оказать посильную помощь развитию канала, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!