Около 1496 года Леонардо да Винчи (1452-1519) приступил к работе над своим величайшим художественным произведением, ставшим одним из шедевров мирового искусства, — картиной "Тайная вечеря". Герцог Людовико Моро (1452-1508) предложил Леонардо расписать одну из стен трапезной любимого герцогом монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Современники превозносили ее как самое великое творение Леонардо, потомки также воздали ей должное. Эта стена, на которой изображена "Тайная вечеря" устояла во время Второй мировой войны, тогда как соседние обрушились при бомбежке. "Тайная вечеря"— известная евангельская легенда о последней трапезе Христа с его учениками. На эту тему до Леонардо писали многие, в том числе такие крупные художники, как Джотто (1266-1337) и Гирландайо (1448-1494).
В чем главные отличия фрески "Тайной вечери" Леонардо от картин других художников на эту тему? Какова суть нового толкования евангельского сюжета в идейном замысле художника? И что делает "Тайную вечерю" одним из самых значимых произведений эпохи Возрождения? Узнаем в этой статье.
Мини-словарик:
1. Гармония – согласованность, сочетание частей в целостной и упорядоченной форме
2. Перспектива – способ изображения пространства и глубины на плоской поверхности.
3. Фреска – живопись по сырой штукатурке, используемая в монументальном искусстве.
Для более комфортного прочтения прилагаем мини-словарик с терминами. Не забудьте заглянуть в дополнительные рубрики в конце нашей статьи.
Титаническая работа по воплощению замысла
Евангельская легенда рассказывает о том, что Христос незадолго до своей казни в последний раз собрал своих учеников (апостолов) за трапезой и сообщил им, что один из них (Иуда) предаст его. В истории страданий и казни Христа церковь считала главнейшим смирение, покорность судьбе, примирение со всем происходящим, призывая верующих благоговейно преклоняться перед этим. Леонардо решил подойти к этой теме по-иному. Как раньше, когда ему приходилось изображать мадонн и святых, так и теперь его больше привлекало дать изображение настоящих людей, а не просто иллюстрацию к созданным церковью легендам.
Он стремился найти новое толкование евангельской истории "Тайная вечеря". И он его нашел. Конечно, его занимал не частный случай — предательство Христа Иудой, — а стремление осудить вообще предательство, вызвать у людей отвращение к нему. Так родилась идея картины, оставалось найти ее удачное воплощение. Разрешить вопрос композиции, построения картины. Ведь на картине должно быть изображено тринадцать фигур (Христос и двенадцать его учеников). Как разместить их так, чтобы глаз зрителя мог охватывать и всю картину в целом и вместе с тем каждую фигуру в отдельности? Старые приемы не годились: они не были основаны на научных данных и поэтому не могли разрешить эту задачу. И вот здесь-то и нашли применения многолетние поиски Леонардо, его размышления, его исследования и особенно занятия математикой. Фигуры на картине надо было расположить группами, по три в каждой, в виде воображаемого треугольника.
Повседневный человеческий опыт показывает, что глаз легко охватывает это простейшее геометрическое построение, и, следовательно легко охватит подобное размещение на картине. Но при размещении фигур таким способом необходимо вносить в их сочетание как можно больше разнообразия. Рассмотрев одну группу, зритель должен заинтересоваться другой, третьей. Самое главное, конечно, заключалось в обрисовке персонажей картины.
Для Леонардо было совершенно неприемлемо традиционное изображение Христа и апостолов в виде каких-то особенных "святых" людей. Его картина должна была дойти до сознания человека. То, к чему стремился Леонардо, то, что он выдвигал как основу искусства — жизненность, реальность, правдивость, — должно было найти в этой картине наиболее совершенное воплощение.
Как и раньше во Флоренции, так и в Милане, бродил Леонардо по улицам, заходил в кабачки, проводил многие часы на берегу реки Минчио, в окрестных селах, отыскивая наиболее подходящие лица для воплощения своего замысла. Как рассказывают современники, художник любил, чтобы каждый смотревший на его работу над "Тайной вечерей" свободно выражал свои чувства. Он имел обыкновение на восходе солнца подниматься на помосты, чтобы там, до наступления темноты, не выпуская кисти из рук и забыв о еде и о питье, писать беспрерывно.
Бывало, однако, что два, три и четыре дня он не притрагивался к кисти. Но и в такие дни он оставался в трапезной, предаваясь размышлениям и пристально рассматривая написанные им фигуры. Мечты Леонардо о том, чтобы произведение искусства по своей реальности сравнилось с природой, нашли в "Тайной вечере" наиболее полное воплощение.
Новые живописные средства в передаче идеи, пространства и перспективы
Леонардо да Винчи своим удивительным мастерством достиг такой силы выразительности и правдивости, что когда вы входите в трапезную, кажется, что видите перед собой в глубине ее длинного зала большой стол, за которым сидят люди. Картина являлась как бы продолжением трапезной. Этот эффект был достигнут путем очень искусного использования естественной обстановки трапезной и создания новой, но уже живописными средствами. Фреска была написана на глухой стене и освещалась из окон боковым светом. Леонардо изобразил большое окно, через которое в зал проникал вечерний свет. Для того, чтобы трапезная казалась еще более естественной, Леонардо усилил освещение правой стороны фрески, как будто на нее падает свет из окон трапезной с другой стороны.
Длинный, узкий стол, покрытый узорчатой скатертью, уставлен посудой. Внимательно вглядываясь в сидящих за столом людей, можно легко различить их глубокую индивидуальность и своеобразие: старые и молодые люди, с различными характерами, то спокойными и уравновешенными, то, напротив, порывистыми и стремительными. В середине — Христос. Он только что сообщил собравшимся страшную весть о предательстве. Его опущенные глаза не смотрят на учеников. Лицо выражает покорность человека, безропотно подчиняющегося судьбе. Правая рука напряжена от сдерживаемого волнения, левая спокойно касается стола. Слова Христа "Один из вас сегодня предаст меня" производят потрясающее впечатление на всех собравшихся.
Предательство! Что может быть более отвратительным и омерзительным? Предательство учителя учеником за тридцать серебряников — может ли так низко пасть человек? Кто он? Вот чувства, охватившие учеников при словах учителя. Чувства эти общи для всех (за исключением Иуды), но каждый переживает и выражает их по-своему. Одни переживают потрясающие их вести в себе, скрытно, другие же не скрывают своих чувств.
Вот первая слева группа — Варфоломей, Иаков Младший и Андрей. Первый в страшном волнении вскочил на ноги, большими мускулистыми руками землепашца крепко уперся в стол. Вытянув длинную жилистую шею, слушает, не скажет ли учитель еще что-нибудь. Второй, с лицом, выражающим крайнюю подавленность, протянул левую руку по направлению к Иисусу, как бы желая услышать подтверждение, сказанного им. Андрей, старый, благообразный растеряно поднял обе руки вверх.
Второй "треугольник" — Иуда, Петр и Иоанн. Иуда маленький, тщедушный, с темным лицом. Судорожно сжимая в правой руке мешок с деньгами, полученными за предательство, он, пораженный разоблачением его преступления, откинулся назад и со страхом смотрит на Христа. Потрясенный ужасной вестью, Петр привстал, а Иоанн бессильно склонился к нему. Рука Петра, начавшая резать хлеб, застыла.
Справа новая группа — Фома, Иаков Старший и Филипп. Все они в состоянии бурного возбуждения. Может быть больше, чем лицо, их волнение передают руки. Взоры обращены к Христу. Прижимая руки к груди, Филипп в волнении спрашивает: "Неужели на меня пало подозрение, учитель?". Огромное богатство выражения чувств, разнообразие поз, лиц, жестов и в изображении последней группы апостолов — Матфея, Фаддея и Симона. Матфей весь в стремительном взмахе рук, крепких, сильных. Сколько энергии в жесте правой руки Фаддея, как бы убеждающего в чем-то Симона!
Такова эта фреска, о которой можно писать десятки страниц. Ведь буквально ни одного жеста, ни одного поворота головы, ни одного взгляда нельзя было бы изменить в этой картине, не нарушив ее гармоничной цельности. Над мощной поперечной линией стола каждая фигура и каждая группа фигур — это как бы порыв, клокотание, воля и страсть, облеченные в совершенную форму. Таков этот строгий, взыскательный художник, он хотел создать глубоко правдивое произведение, воплощающее в себе все богатство действительности во всем ее многообразии, и своим неутомимым трудом создал ее.
Вместо заключения
"Тайная вечеря", величайшее творение Леонардо и одно из величайших произведений живописи всех времен, дошла до нас в полуразрушенном виде. Но даже в полуразрушенном состоянии "Тайная вечеря" производит неизгладимое впечатление. Сохранение шедевра Леонардо всегда считалось одной из самых трудных задач, с которой когда-либо сталкивались специалисты по реставрации. Была разработана целая система борьбы с сыростью и на тридцать лет картина была законсервирована. Но именно тогда, когда реставрация начала приносить результаты, главный руководитель проекта был сослан Муссолини в отдаленную провинцию. Десять лет не велось никаких работ, а затем бомбардировка уничтожила всю работу реставраторов. В 1946 году усилия были предприняты вновь. Они увенчались ошеломляющим успехом.
Картина, конечно, безнадежно повреждена, однако сегодня видны изначальные цвета и детали, утраченные на протяжении веков. Картина (фреска) великого Леонардо пройдя не один десяток тяжелейших испытаний продолжает сопровождать человечество на пути в его светлое будущее. Это ли не символично?
Дополнительные материалы:
1. Алтаев Ал. Впереди веков. Историческая повесть из жизни Леонардо да Винчи (1958)
2. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В пяти томах (1994).
3. Дитякин В. Т. Леонардо да Винчи (1959).
4. Морозова О. В, Яйленко Е. В., Геташвили Н. В. Леонардо, Рафаэль, Тициан (2015).
5. Муратов П. П. Образы Италии (1999).
Дорогой читатель! Подписавшись, вы не просто добавите еще один канал в свою ленту — вы поддержите людей, которые искренне горят искусством и хотят передать эту страсть вам. Это абсолютно бесплатно, но для нас — бесценно. Кстати, в нашем канале можно найти не только статьи, но и видеоролики об искусстве.