Спросите современного человека, чем отличаются кучер, ямщик и извозчик — и он, скорее всего, задумается. Ведь все они управляли лошадьми, возили людей или грузы, но вот нюансы различий уже стерлись из памяти. А между тем, в свое время это были три совершенно разные профессии, с особым статусом, обязанностями и даже жизненным укладом! Если бы эти люди жили сегодня, то кучер, возможно, стал бы личным водителем олигарха, ямщик работал бы в междугородних перевозках, а извозчик — таксистом на своем авто.
Кучер: человек, который не искал клиентов
Кучер — это не просто возница, а часть имиджа богатого и знатного человека. Он не бегал по улицам в поисках пассажиров и не выжидал на стоянке, а был «прикреплен» к одному хозяину — дворянину, купцу или чиновнику. Его задачей было не только умело править лошадьми, но и в какой-то степени поддерживать статус своего господина.
Кучер управлял каретами, колясками, фаэтонами и прочими парадными экипажами. Но этим его обязанности не ограничивались: он следил за состоянием конюшни, ухаживал за лошадьми, чистил сбрую, держал в порядке экипажи. Умение управлять «шестериком» или даже «восьмериком» лошадей ценилось особо — лихая езда, красивый разворот у парадного входа или эффектно тронутый с места экипаж добавляли престижа хозяину.
Был у кучера еще один важный навык — знание города. Он должен был ориентироваться без навигаторов и карт, помнить, где находятся дома знатных особ, театры, рестораны, клубы. Причем его работа не ограничивалась днем — если хозяину вздумалось выехать ночью, кучер должен был быть готовым в любой момент.
Кроме того, кучер — это всегда внешняя презентабельность. Во многих домах подбор на эту должность шел по принципу «чтобы было не стыдно»: высокие, статные, крепкие мужчины с ухоженной бородой и опрятной одеждой. Ливрея, цилиндр, картуз — все это было обязательным атрибутом, ведь он представлял дом своего господина.
По современным меркам кучер — это личный водитель высокопоставленного чиновника или бизнесмена, которому доверяют не просто перевозку, но и частную жизнь, конфиденциальные разговоры, особые поручения.
Ямщик: человек дороги
Ямщик — это уже не домашний работник, а настоящий профессионал дальних поездок. Эти люди работали на ямской службе — системе почтовых и пассажирских перевозок, организованной еще в XIII веке. На определенных расстояниях друг от друга располагались ямские станции (ямы), где путешественники могли сменить лошадей, а почтовые курьеры — не теряя времени, пересесть на свежий экипаж и мчаться дальше.
Ямщик — это, по сути, водитель междугороднего автобуса, который работает строго по маршруту и по расписанию. Он должен был безошибочно знать дорогу, умело править тройкой (классической ямской упряжкой), даже разбираться в погоде, чтобы не сбиться с пути в метель, ливень или ночную тьму.
Эти люди перевозили не только частных пассажиров, но и почту, курьеров, чиновников, иногда — солдат и арестантов. Работали круглосуточно, в любую погоду, по принципу «пока не довез, не отдыхай».
Ямщики жили в специальных слободах при станциях. Их профессия хоть и считалась тяжелой, но давала определенные привилегии — например, освобождение от податей. Однако опасностей хватало: разбойники, уставшие лошади, поломки экипажа в чистом поле… Потому ямщики были людьми не только лихими, но и смекалистыми.
Сегодня их можно сравнить с дальнобойщиками, водителями междугородних автобусов, машинистами поездов дальнего следования или даже пилотами регулярных рейсов, которые тоже работают строго по маршруту и расписанию.
Извозчик: городской предприниматель
Извозчики — это уже совсем другая категория. Если кучер работал на одного человека, а ямщик — на государственную службу, то извозчик зарабатывал сам. Он был владельцем своего бизнеса — пусть и небольшого, на одного человека, но бизнеса.
Городские извозчики возили пассажиров и грузы по всему городу, причем каждый мог выбрать свою специализацию. Были «ваньки» — дешевые перевозчики на простых телегах, «лихачи» — быстрые и дорогие извозчики, и «голубчики» — нечто среднее между ними, а еще были ломовые извозчики, перевозившие мебель, товары, строительные материалы.
Работали извозчики примерно так же, как современные таксисты: подбирали клиентов на специальных стоянках (их называли биржами), выстраивались в очередь, получали лицензию (что-то вроде нынешнего разрешения на таксомоторную деятельность).
Жизнь извозчика зависела от сезона: летом работы было много, а зимой — тяжелее, так как холод, снег и длинные ночи усложняли передвижение. Многие извозчики были приезжими крестьянами, которые работали в городе сезонно, а затем возвращались в деревню. Это были люди, хорошо знавшие все закоулки города, имевшие свой профессиональный сленг, фольклор и даже определенную репутацию в обществе. В литературе часто встречаются образы хитрых, но добродушных извозчиков, умеющих с юмором подойти к любой ситуации.
Современные извозчики — это скорее таксисты, частные водители, курьеры, владельцы грузовых перевозок и сотрудники служб доставки. В некотором смысле Uber и Яндекс.Такси стали аналогами артелей извозчиков, объединяя водителей под единой системой работы.
Хотя профессии исчезли, их дух продолжает жить в современных аналогах, просто вместо лошадей теперь моторы, вместо экипажей — автомобили, а вместо бумажных подорожных — приложения с заказами. Но суть остается: умение управлять, знание дорог и общение с пассажирами — вечные навыки в мире транспорта.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также: