На этой неделе мы поговорим о порядке в доме – но не в формате «надо убирать», а как о важной части заботы: о себе, о доме и о близких. Через игру, сказку и простые задания ребёнок узнает, почему вещи любят лежать на своих местах, как легко превращать уборку в веселье, и как приятно быть помощником, а не просто зрителем.
Порядок – это про уверенность и структуру, в которой ребёнок чувствует себя в безопасности.
ДЕНЬ 1. К чему приводит неряшливость?
1. Слушаем аудиокнигу или читаем сказку К. И. Чуковского «Федорино горе»
2. Обсуждаем сказку:
- Какое горе случилось с бабушкой Федорой?
- Почему это произошло?
- Какой Федора стала в конце сказки?
- Как можно помочь маме поддерживать порядок дома?
3. Игра-ситуация. Проводится на кухне. Разбираем с ребенком посудомойку, раскладываем чистую посуду. Задаете вопросы (мы предлагаем загадки, но нет предела фантазии), ребенок отвечает, находит нужные предметы и помогает их ставить на место.
Она всем очень нравится
На блюдечке красавица,
С одной ручкой милашка,
А зовут ее … (чашка)
По моей тарелке лодочка плывет,
Лодочку с едою
Я отправляю в рот (ложка)
Среди ложек я полковник
И зовут меня … (половник)
Как начнет говорить - разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать… (чайник)
На плите пыхтит, кипит,
Пузырится и бульчит.
Варит суп и кашу вкусно,
Чтоб поели мы все дружно.
Без нее обед – беда, Как же звать ее, друзья? (кастрюля)
И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
И блины – вот это да!
Жарит все … (сковорода)
ДЕНЬ 2. Играем в уборку
1.Делаем уборку в детской через сюжетно-ролевую игру
Сюжет:
Представьте, что у ребёнка открывается настоящий магазин! Но не простой, а особенный — «Магазин чистоты». Здесь можно купить только чистые, аккуратные вещи. Продавец (ваш ребёнок) сначала должен подготовить товары к продаже – вытереть пыль, сложить, отсортировать и красиво разложить.
Как играть:
- Подготовка товара:
Ребёнок по очереди «наводит порядок» у каждого предмета — вытирает пыль, складывает, расставляет по местам. После каждого действия — говорит:
«Теперь эта кукла чистая и готова к продаже!» - Открытие магазина:
Когда всё готово — объявите открытие магазина.
«Добро пожаловать в Магазин чистоты! У нас скидки на чистые носочки!» - Покупка:
Вы или игрушка выбираете предмет, а ребёнок рассказывает:
«Это мишка. Я его почистил и аккуратно усадил. Он стоит 5 листочков!»
(Можно использовать фишки, пуговицы, карточки) - Выдача чека и упаковка:
Пусть ребёнок выпишет «чек» (рисунок или каракули) и положит товар в пакет (или коробку)
Лайфхак от психолога
Как научить ребенка убирать игрушки без уговоров?
✔ Играйте в уборку. Превратите игру-уборку в ритуал раз в неделю
✔ Включите таймер: «Сможем ли мы убрать комнату за 3 минуты?»
✔ Используйте поощрения: «Ты убрал игрушки сам! Какой ты молодец!»
✔ Посмотрите мультфильм/почитайте ребенку истории о самостоятельности и ответственности
- Книга: «Груффало» Дж. Дональдсон – о самостоятельности
- Мультфильм: «Приключения Незнайки» (про заботу и ответственность)
ДЕНЬ 3. Витамины по местам
1.Понимаем ценность еды и учимся бережно обращаться с ней через сюжетно-ролевые игры
Как играть:
Отправляемся в путешествие по Стране Еды (идём на кухню). Экскурсию проводит Кулинарный Эльф, который рассказывает:
- о свойствах продуктов:
Овощи и фрукты – источники силы и здоровья. А ещё они содержат клетчатку, необходимую животику, и дают много витаминов, которые помогают не болеть. А еще фрукты делают нашу кожу красивой и здоровой (можно посмотреть, что у вас заготовлено из овощей и фруктов в холодильнике).
Мясо и рыба (курица, рыба, яйца)
Мясо, рыба и яйца делают нас сильными и здоровыми. Это источник белка, который помогает нашим мышцам расти и быть крепкими. Если есть мясо и рыбу, можно стать настоящим героем!
Молочные продукты (молоко, йогурт, творог) делают наши косточки и зубки крепкими, а еще помогают нашему животику работать хорошо. Без молочных продуктов мы не можем стать настоящими силачами!
Зерновые (овсянка, гречка, рис)
Овсянка, гречка и рис дают нам энергию, чтобы играть и учиться целый день! Овсянка, например, помогает нашему животику работать как часики!
Мед и ягоды (малина, клубника)
Мед и ягоды — это не только вкусно, но и полезно! Мед помогает нам не болеть, а ягоды делают нас здоровыми и веселыми. Еще ягоды помогают нам видеть ясно и сильно!
Сладости и фастфуд – не дают нашему организму нужных витаминов и полезных веществ. Если мы едим сладости и фастфуд слишком часто, это плохо влияет на наш живот и зубы. Они могут болеть, а наш организм не будет работать как нужно. Вместо того чтобы быть активными и здоровыми, мы можем чувствовать себя усталыми.
💡Для закрепления знаний сыграйте в «Полезные и вредные продукты» с картинками или фигурками разных продуктов. Предложите разделить их на две части: полезные и вредные. Объясните, почему некоторые продукты полезные, а другие не очень.
- о правилах обращения с едой:
Еда – это ценность. Еда не дается нам бесплатно – ее выращивают и производят, а за это люди тратят время, силы и ресурсы. Когда мы разбрасываем еду, мы не только создаем беспорядок, но и не ценим тот труд, который вложен в ее приготовление. Это результат труда многих людей.
Чистота и порядок. Если ребенок разбрасывает еду, то маме придется наводить порядок вместо того, чтобы, например, поиграть с ребенком.
Уважение к окружающим. Если ребенок разбрасывает еду, то это неприятно для других людей, сидящих за столом или рядом с вами.
💡Для закрепления знаний попросите ребёнка рассказать эти знания папе вечером от лица Эльфа. Эльф мог передать ребёнку свой магический предмет для запоминания: волшебную ложечку.
Посмотрите и почитайте:
- Мультфильм «Царевна. Про еду».
- Почитайте с ребенком любые книги, где рассказывается о здоровье и еде. Или предложите ребенку самому придумать сказку о еде и здоровье.
Совет психолога:
- В любом вопросе будьте примером. Дети учатся, подражая взрослым.
- Используйте простые и понятные слова. Объясняя правила, не перегружайте ребенка сложными фразами.
- Хвалите за правильное поведение.
- Объясните последствия. Вместо того чтобы просто запрещать, расскажите, почему это важно: «Если мы разбрасываем еду, она может испачкать стол, а потом будет сложнее его убрать. Мы же хотим, чтобы все было чисто и красиво».