Найти в Дзене
Уголок курильщика

Гениальный маркетинг и пожизненная гарантия: история успеха Zippo

Несмотря на превосходство и простоту его зажигалки, рынок он покорил не сразу. Первые несколько лет были очень тяжелыми, но они позволили ему отточить свои немалые маркетинговые навыки. Розничная цена первой зажигалки Zippo составляла 1,95$ и за первый месяц работы было продано всего 82 штуки. Джордж придумывал множество маркетинговых идей — одни успешные, другие не очень. С самого начала он раздавал свои зажигалки в местах скопления людей. Его старый друг управлял автовокзалом в Брэдфорде, поэтому Блейзелл давал зажигалки водителям междугородних автобусов, прося их демонстрировать и рекомендовать их пассажирам — так, по принципу сарафанного радио, началась первая рекламная компания Zippo. Он также поставлял зажигалки в табачные лавки, ювелирные, хозяйственные и спортивные магазины на условиях «продажа или возврат» — с переменным успехом. Даже в те времена розничные торговцы неохотно заказывали товар без гарантии рекламной поддержки от компании. К второму месяцу он произвел 367 зажигал

В разгар Великой депрессии, в 1932 году, Джордж Блейзелл разработал перспективный новый продукт - бензиновую зажигалку Zippo, но ему еще предстояло его продать, а денег у него было очень мало. Первое время он одновременно выполнял функции начальника производства, закупщика, сервисного мастера и продавца.

Несмотря на превосходство и простоту его зажигалки, рынок он покорил не сразу. Первые несколько лет были очень тяжелыми, но они позволили ему отточить свои немалые маркетинговые навыки.

Так выглядела производственная линия Zippo в 1938 году
Так выглядела производственная линия Zippo в 1938 году

Розничная цена первой зажигалки Zippo составляла 1,95$ и за первый месяц работы было продано всего 82 штуки. Джордж придумывал множество маркетинговых идей — одни успешные, другие не очень. С самого начала он раздавал свои зажигалки в местах скопления людей. Его старый друг управлял автовокзалом в Брэдфорде, поэтому Блейзелл давал зажигалки водителям междугородних автобусов, прося их демонстрировать и рекомендовать их пассажирам — так, по принципу сарафанного радио, началась первая рекламная компания Zippo. Он также поставлял зажигалки в табачные лавки, ювелирные, хозяйственные и спортивные магазины на условиях «продажа или возврат» — с переменным успехом. Даже в те времена розничные торговцы неохотно заказывали товар без гарантии рекламной поддержки от компании. К второму месяцу он произвел 367 зажигалок, а его продажи достигли $312.

Реклама зажигалок Zippo, 1946 год
Реклама зажигалок Zippo, 1946 год

Одной из самых значимых — и по-настоящему уникальных — маркетинговых идей Блейзелла стало введение необычной «пожизненной гарантии». В то время многие компании сильно зависели от доходов, получаемых за обслуживание проданных товаров. Блейзелл не одобрял эту практику и, кроме того, полностью верил в свой продукт. С первого года работы он заявил, что ремонт зажигалки Zippo на заводе никогда не будет стоить клиенту ни цента — и так и осталось. По сей день люди со всего мира до сих пор присылают свои зажигалки для бесплатного ремонта. Эта необычная политика стала одним из столпов успеха Zippo. В 1940-х и 1950-х, когда люди начали дарить Zippo в качестве подарков, они понимали, что дарят вещь, которая будет служить вечно.

Реклама зажигалок Zippo, 1935 год
Реклама зажигалок Zippo, 1935 год

В ранние годы производства Zippo в зажигалках периодически появлялись небольшие изменения — незначительные на тот момент, но ставшие впоследствии важными деталями для коллекционеров. В 1934 году на противоположных углах корпуса и откидной крышки появились диагональные насечки. Оригинальная простая модель также продолжала выпускаться. Зажигалка стала на четверть дюйма короче, а диагональные линии на новой укороченной версии располагались ближе друг к другу, чем на более поздней модели.

Zippo образца 1938 года
Zippo образца 1938 года

В мае 1934 года Zippo подала заявку на патент на производственный процесс, который позже был зарегистрирован под номером 2032695. Этот номер начали наносить на основание всех зажигалок примерно в 1936 году. В том же году петля была перенесена с внешней стороны корпуса на внутреннюю, что потребовало изменения ширины внутреннего механизма. В 1938 году изменился производственный процесс: корпус, который раньше делали из латунной трубки, стали штамповать с закругленными углами. Это позволило изготавливать цельные корпуса на прессе, исключив пайку, — так появился знакомый нам корпус с округлыми углами. В эти годы Джордж Блейзелл продолжал пробовать различные маркетинговые и рекламные идеи. Он придумал слоган «Попробуйте тест с ветром», подчеркивая эффективность ветрозащиты.

Зажигалки Zippo в каталоге Sports Wholesale
Зажигалки Zippo в каталоге Sports Wholesale

Примерно в 1936 году Блейзелл ввел гравировку и нанесение символики на корпус: клиенты могли прислать $1, чтобы нанести свои инициалы или цветной логотип. Поскольку гравировка была еще недоступна, на корпус наклеивали тонкую металлическую рамку, которую затем заполняли эмалевой краской; первые доступные цвета — черный, красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый и белый. Такие Zippo стали популярными персонализированными подарками. Примерно в это же время Zippo впервые появилась в почтовом каталоге. Каталог Sports Wholesale от Sports Company of Minnesota предлагал «Ветрозащитную зажигалку Zippo» под номером M250-BRS с рекомендованной розничной ценой 1,29$.

Вот так выглядела "лотерейная доска" punchboard с розыгрышем Zippo
Вот так выглядела "лотерейная доска" punchboard с розыгрышем Zippo

Однако первый по-настоящему значительный рост продаж произошел благодаря ассоциации с популярным в то время продуктом — punchboard (лотерейной доской). В 1930-х такие доски можно было найти по всей стране в бильярдных, табачных и кондитерских лавках, а также в киосках сигар. Punchboard была игрой на удачу: на доске было 1000 или 2000 пронумерованных отверстий, разбитых на блоки по 250, и за 2 цента игрок мог проткнуть любое выбранное отверстие. Если номер совпадал с одним из выигрышных, игрок получал приз — обычно бесплатную пачку сигарет.

Реклама зажигалок Zippo, 1939 год
Реклама зажигалок Zippo, 1939 год

Блейзелл узнал о punchboard от Рэя Джонстона, продавца из табачного магазина в Питтсбурге. Одним из первых мест, где он разместил доску с Zippo в качестве приза, стал бильярдный зал его старого друга Э. К. Холланда. Идея оказалась настолько успешной, что с 1934 по 1940 год — пока punchboard не запретили как форму азартной игры — было реализовано более 300 000 зажигалок в качестве призов. Однако другие розничные продавцы по-прежнему неохотно брали зажигалки на реализацию без поддержки национальной рекламы.

Зажигалки Zippo с логотипами Kendall Oil Company
Зажигалки Zippo с логотипами Kendall Oil Company

В 1936 году заказ от страховой компании из Айовы направил маркетинг Zippo в новое и важное русло. Компания заказала 200 зажигалок с гравировкой в качестве подарков для своих продавцов. Почти одновременно Kendall Oil Company заказала 500 зажигалок со своим логотипом в подарок клиентам и сотрудникам. Так Zippo вошла в сферу корпоративных и рекламных презентов. Вскоре кампания Zippo по убеждению производителей и ритейлеров использовать зажигалку в качестве рекламного носителя начала давать результаты. Такие известные бренды, как Coca-Cola, Texaco и Lucky Strike, проложили путь для других рекламодателей, желавших воспользоваться этой новой возможностью.

Модели серии Sports 1959 и 1937 года выпуска
Модели серии Sports 1959 и 1937 года выпуска

Прорыв в продажах благодаря punchboard и небольшие технические улучшения, такие как более гладкий корпус и новая петля, позволили Блейзеллу изучить новые маркетинговые подходы. В 1937 году он выпустил серию зажигалок с рисунками, вытравленными на корпусе и заполненными эмалью — с использованием пантографов. Среди этих дизайнов были гольфист, охотник, рыбак, слон, борзая и бульдог, а в 1938 году к ассортименту добавился шотландский терьер.

Zippo из серии Sports из коллекции 1997 года
Zippo из серии Sports из коллекции 1997 года

Все эти дизайны стали предшественниками нынешней серии "Sports". Поскольку Zippo всегда позиционировалась как зажигалка для активного отдыха, неудивительно, что они были хорошо приняты, а растущие продажи привели к появлению множества новых интересных вариантов оформления. Первая зажигалка из серии "Sports" имела номер модели 275, основанный на цене $2,75. Позже у этой модели появился шнурок для ношения, а номер изменился на 180.

Настольная зажигалка Zippo No.10 Barcroft
Настольная зажигалка Zippo No.10 Barcroft

Рост объема бизнеса вскоре заставил Блейзелла расширить мастерские, заняв весь второй этаж здания Rickerson & Pryde, а также открыть новый офис на Pine Street, 21. В 1938 году фабрика и офисы переехали на Barbour Street, 36. В том же году Zippo представила свою первую настольную зажигалку под названием No.10 Barcroft — самую высокую среди всех настольных моделей. Она вмещала в четыре раза больше топлива, чем обычная Zippo. Однако, судя по документам, эти зажигалки не имели коммерческого успеха и в письме от 17 октября 1941 года Джордж Блейзелл сообщил клиентам о прекращении их производства.

Блейзелл также придумал дешевый и оригинальный способ заправки зажигалок, размещая диспенсеры с бензином в магазинах и барах. Владельцы Zippo могли заправить свои зажигалки по цене 1 цент за заправку. На сегодняшний день немногие из этих автоматов сохранились, но некоторые можно увидеть в офисах Zippo, а также в Zippo/Case Visitors Center в Брэдфорде, Пенсильвания.

Продолжение следует...

Ещё больше статей о зажигалках можно найти в этой подборке:

Всё о зажигалках | Уголок курильщика | Дзен

А эти могут быть вам интересны на данный момент:

Если понравилась статья, ставьте, пожалуйста, лайк, чтобы я знал, что Вам наиболее интересно.

И помните: курение вредит Вашему здоровью!