Найти в Дзене

Я переехала в Нидерланды и стала капитаном яхты. Это хобби приносит мне деньги и радость, хотя однажды я заблудилась в море

Оглавление

Валерия Кисенкова родилась в маленьком городе в Татарстане, ее отец был военным. После университета она работала консультантом в магазине обуви и поваром, но увлеклась IT, прошла курсы и выиграла грант Google на обучение. Сейчас она живет в Нидерландах, а несколько лет назад занялась яхтингом, получила права и теперь подрабатывает шкипером.

Валерия рассказала, сколько стоит стать капитаном, почему девушкам это сделать сложнее, и как она провела сутки в море на соревнованиях.

Я родилась в небольшом городе Лениногорске в Татарстане. Отец был военным, и наша семья часто переезжала, поэтому больше всего времени я провела в подмосковном Подольске.

После школы я отучилась на эколога, но, немного поработав по специальности, поняла, что это не мое. Тогда я начала искать себя в разных сферах — работала консультантом в Adidas, специалистом по работе с клиентами в банке и даже поваром.

Когда я работала на кухне, меня увлекли технологии: я начала читать статьи об IT, а в 2018 году прошла курсы мобильной разработки и освоила языки программирования. Вскоре нашла работу тестировщицей в небольшой компании, разрабатывающей софт для банков, а затем получила грант на обучение от Google и перешла в крупное мобильное тестирование.

Тогда же я начала активно путешествовать. Вместе с друзьями объездила практически всю Европу, а в 2019 году в четвертый раз поехала в свой любимый итальянский регион — Чинкве-Терре — это пять живописных деревень на Лигурийском побережье. Там я отправилась на прогулку на катере, организованную итальянской парой. Раньше они занимались мореходством, а теперь водили туристов. Я влюбилась в их образ жизни и захотела научиться управлять судном.

-2

После той поездки я начала искать курсы по управлению моторной яхтой, но, когда я наконец выбрала школу, началась пандемия, и все планы накрылись. Тогда я решила переехать за границу. Я начала искать работодателей, которые помогают с релокацией, и мне удалось устроиться в стартап, открывавший офис в Нидерландах, где как раз жил мой молодой человек. В ноябре 2021 года я начала оформлять документы и за день до начала войны оказалась в Нидерландах.

Желание заняться яхтингом у меня не пропало. Однажды я наткнулась на интервью с Денисом Валиуллиным, сооснователем русскоязычной школы яхтинга. Я решила, что это знак, и без раздумий записалась на занятия.

От теории к практике

Обучение на яхтенные права состоит из теории и практики. Когда я училась, теория стоила 200 евро, а практика — около 1500, не считая перелета и питания, потому что практическая часть проходила в Турции. Сейчас цены выросли, и практическое обучение стоит около 2000 евро.

Теорию я проходила онлайн: несколько видеоуроков в неделю и созвоны с преподавателями. Мы разбирали устройство лодки, навигацию, знаки на воде, буйки, правила поведения при плохой видимости и технику безопасности. Выяснилось, что утопить лодку сложнее, чем кажется — гораздо легче ее сжечь.

-3

Во время практики мы жили на яхте неделю, с шести-семи утра до обеда отрабатывали швартовку и вязали узлы, после обеда выходили в море и осваивали переходы (передвижение в морю по проложенному маршруту. «Холода»). Каждый день инструктор назначал одного из нас капитаном, и этот человек прокладывал маршрут, рассчитывал время в пути и распределял задачи.

Сегодня у моряков есть удобные приложения для навигации, например, «Навионикс» — аналог Google Maps для воды. Но во время обучения нам запрещали пользоваться интернетом — все маршруты мы строили по бумажным картам, ориентируясь по глубиномеру и ветру. Важно было научиться точно понимать свое местоположение относительно берега, потому что с воды все выглядит несколько иначе.

-4

Уже через неделю после практики я получила международные права ISSA (International Sailing Schools Association, одна из трех основных систем яхтенного обучения с возможностью получить права на управление яхтой.) уровня Inshore Skipper, которые позволяют выходить в море почти в любой точке мира — правда не дальше, чем на 20 миль от берега.

Сейчас у меня уже уровень Offshore Skipper — с такими правами можно отходить от берега на 60 миль и ходить в море даже ночью, если погода хорошая. На следующем уровне — Yachtmaster — уже можно пересекать океаны и совершать кругосветки.

В первые чартеры (рейсы на арендованном судне) я выходила со своей тетрадкой с обучения и постоянно сверялась с записями. В море все устроено иначе, чем на суше: здесь нет четких полос движения, суда двигаются с разной скоростью, и без опыта кажется, что полный хаос.

-5

Для ночных выездов важно хорошо ориентироваться по огням на воде. В один из первых самостоятельных чартеров я вышла в море с подругой, но пожалела 50 евро на подписку в «Навиониксе», а бумажных карт под рукой не оказалось. Поэтому я прикинула маршрут по Google Maps. Солнце уже заходило, а мы были только на середине пути. В итоге дорога заняла вдвое больше времени, а я была в стрессе. С тех пор я щепетильно отношусь к планированию по времени и не экономлю на картах.

В продолжение:

120 миль за сутки
«Ты все делаешь не так»