Найти в Дзене

Кураторы художественных выставок

Кто такие кураторы Куратор - (от лат. Curator - «опекун») - человек, который наблюдает за исполнением какого-либо процесса. Слово куратор чаще всего применяют к лицам, работающим в сфере искусства. Появились даже кураторы-селебрети, работающие в этой сфере. Слово происходит от латинского curare - заботиться.  Смысл работы куратора заключается не только в организации выставки и работы музея, но и в сотрудничестве с автором художественных произведений. Куратор выбирает объекты, помогает художникам воплощать их идеи.  Лувр был открыт в 1793 г., его директор Доминик Виван смог систематизировать коллекцию музея. Он расположил коллекцию в хронологическом порядке и разделил на школы. Таким образом он стал первым куратором, который не только заботится о картинах. Это определило работу кураторов на весь следующий век.  Я прочитала интересное интервью куратора, в нем персонаж говорит, что куратору необходимо образование. А еще более желательно образование не только в истории искусств, но и худ

Кто такие кураторы

Куратор - (от лат. Curator - «опекун») - человек, который наблюдает за исполнением какого-либо процесса. Слово куратор чаще всего применяют к лицам, работающим в сфере искусства. Появились даже кураторы-селебрети, работающие в этой сфере. Слово происходит от латинского curare - заботиться. 

Смысл работы куратора заключается не только в организации выставки и работы музея, но и в сотрудничестве с автором художественных произведений. Куратор выбирает объекты, помогает художникам воплощать их идеи. 

Лувр был открыт в 1793 г., его директор Доминик Виван смог систематизировать коллекцию музея. Он расположил коллекцию в хронологическом порядке и разделил на школы. Таким образом он стал первым куратором, который не только заботится о картинах. Это определило работу кураторов на весь следующий век. 

Я прочитала интересное интервью куратора, в нем персонаж говорит, что куратору необходимо образование. А еще более желательно образование не только в истории искусств, но и художественное. Сам куратор имел выставочный опыт и создавал собственные художественные произведения. У него был наставник, который помог разобраться с профессией. 

В концептуалистском периоде искусства, который начался в начале 20 в., куратор обрел особое значение и власть. Стало необходимо выбирать, пояснять творческие произведения. Искусством могло стать, что угодно.

Влияние кураторов на продвижение художников

Я прочитала интересное интервью одного из известных и важных кураторов современной России. Он занимается современным искусством. Мне показалось интересным то, как он живет и что хочет показать в своей работе. И он говорит о том, что влияет на художника очень немного, в основном пытаясь его настроить, направить, помочь сформулировать мысль. То есть он не заходит за границы работы художника, а только продолжает мысль художника. 

В основном он пишет описания для художественных работ, а также обсуждает проекты на уровне идеи, или придумывает, как воплотить их в пространстве выставки. Работая в Солянке, он достаточно чутко понимает художников, передает смысл их произведений, пытается донести до зрителей, что художник хотел сказать. Он как бы помогает художнику. Со своим философским подходом и взглядом подталкивает его, раскрывает смысл произведений. Слушая художника, он просит его смелее выражать свою мысль, идею, говорит о том, что во многих произведениях искусства есть свой уникальный взгляд на мир. Художником может подниматься философский вопрос. Таким образом куратор помогает и работает с художниками.

Действительно куратор может оказать влияние и на карьеру художника. В этом же интервью куратор говорит о том, что выбирает работы на выставку, приглашает тех, кто ему интересен, даже молодых художников. И это оказывает влияние и на публику - ведь выбор того, на что ей смотреть, часто делает куратор. Но основная работа состоит в привлечении внимания к работам, моральной поддержки художника, описание работы, чтобы зрителям было более понятно, что вложил в произведение автор. Может быть куратор дает дополнительную пишу для размышлений, а картина создает мгновенное впечатление, сама по себе дает зрителю много информации. Но кураторы работают вместе с художниками, и как говорит куратор из статьи - «Если бы мы были не нужны - никто бы не просил нас помочь.» Нужен ли куратор, или произведения искусства самодостаточны - сложный вопрос. Но куратор действительно выполняет свою функцию «заботы». И если и не влияет на карьеру художника, то во многом делает жизнь художника легче. 

Кураторы в России

Я прочитала некоторые жалобы на практику кураторства в России: вообще организаторов выставок обвиняют в том, что на них сильно влияют олигархи. То есть выставки и искусство сосредоточились в руках очень богатых людей - они влияют на вкус публики, выбирают работы художников. Выставки иногда похожи на выставку-продажу - оформляются в таком стиле, и создаются с этой же целью - быстрее продать картину. Такого нет, например, на Западе. То есть конечно есть, но в целом меньше внимания уделяется именно финансовому вопросу, и больше концепту. 

Среди русских кураторов выделяются серьезные профессионалы, такие как, например, Виктор Мизиано, главный редактор «Художественного журнала» . У него даже вышла книга «Пять лекций о кураторстве». Кроме него крупными кураторами являются Ольга Свиблова (директор Мультимедиа Арт Музея) и Марина Лошак (директор ГМИИ им. Пушкина).