Найти в Дзене

Как работать с текстом после прочтения, или стратегии послетекстовой деятельности

Смысловое чтение предполагает глубокое понимание и усвоение прочитанного материала. Достичь таких результатов помогают стратегии послетекстовой деятельности — методы, помогающие обсудить прочитанное, осознать авторский замысел, использовать информацию из текста в других сферах жизни. Давайте разберёмся, как применять послетекстовую работу в процессе обучения. (Первую статью о стратегиях смыслового чтения читайте здесь. Вторую статью о стратегиях предтекстовой деятельности читайте здесь. Третью статью о стратегиях текстовой деятельности читайте здесь). Существует 4 технологии работы с текстом после прочтения: Они основаны на контроле понимания прочитанного с помощью вопросов и краткого пересказа. Рассмотрим каждую из стратегий подробнее. Эта стратегия отличается от остальных тем, что не просто проверяет уровень понимания текста, а учит процессу его осмысления, показывает важность поиска места ответа. После прочтения ответ на вопрос может находиться в тексте или в голове читателя. Если о
Оглавление

Смысловое чтение предполагает глубокое понимание и усвоение прочитанного материала. Достичь таких результатов помогают стратегии послетекстовой деятельности — методы, помогающие обсудить прочитанное, осознать авторский замысел, использовать информацию из текста в других сферах жизни. Давайте разберёмся, как применять послетекстовую работу в процессе обучения.

(Первую статью о стратегиях смыслового чтения читайте здесь.

Вторую статью о стратегиях предтекстовой деятельности читайте здесь.

Третью статью о стратегиях текстовой деятельности читайте здесь).

Виды стратегий послетекстовой деятельности

Существует 4 технологии работы с текстом после прочтения:

  1. отношения между вопросом и ответом;
  2. вопросы после текста;
  3. тайм-аут;
  4. проверочный лист.

Они основаны на контроле понимания прочитанного с помощью вопросов и краткого пересказа. Рассмотрим каждую из стратегий подробнее.

Отношения между вопросом и ответом

Эта стратегия отличается от остальных тем, что не просто проверяет уровень понимания текста, а учит процессу его осмысления, показывает важность поиска места ответа.

После прочтения ответ на вопрос может находиться в тексте или в голове читателя. Если ответ кроется в тексте, он может находиться в одном предложении текста или в нескольких его частях. Чтобы ответить на вопрос, ученики должны найти точный ответ в одном предложении текста.

Если он содержится в нескольких частях текста, ребята должны сформулировать ответ, соединяя необходимые фрагменты. Если ответ содержится в голове читателя, то ученик составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк, или же как сам читатель понимает слова автора. Ответ может находиться за пределами текста, и тогда ученики должны найти его в своих знаниях.

В работе помогает следующая схема

-2

Вопросы после текста (таксономия Блюма)

Как видно из названия, работа строится на том, что ученики отвечают на вопросы после прочитанного. Важно, чтобы при этом использовались разные группы вопросов:

  • фактические — начинаются со слов “что”, “кто”, “где”, “как”, “когда”;
  • подтекстовые — основаны на информации, скрытой между строк;
  • концептуальные — помогают добавить информацию, находящуюся за пределами текста и имеющую отношение к его теме;
  • оценочные — связаны с критическим анализом текста (применяются обычно к художественным текстам).

В 5-7 классах вопросы после текста обычно задаёт учитель. Учеников подросткового возраста необходимо учить формулировать вопросы разных типов самостоятельно.

Тайм-аут

Стратегия служит для самопроверки и оценки понимания текста с помощью обсуждения. Работа проводится в парах или группах. Сначала ребята самостоятельно читают отрывок текста, затем задают друг другу уточняющие вопросы. Если ученик не уверен в правильности своего ответа, он выносит вопрос на обсуждение группы после окончания работы с текстом.

Проверочный лист

Стратегия заключается в том, что учитель составляет особые критерии выполнения задания по чтению и заранее знакомит с ними ребят. Такой проверочный лист содержит требования к пересказу, например:

  • назвать основную мысль текста;
  • перечислить главные мысли автора и основные детали;
  • соблюдать при пересказе логико-смысловую структуру текста;
  • излагать содержание собственными словами при сохранении лексики авторского текста.

Применение этой стратегии даёт ученикам понимание, за что ставится та или иная оценка. В старших классах, когда стратегия освоена, учитель может составлять проверочные листы совместно с учениками.

Стратегии послетекстовой деятельности значительно повышают уровень усвоения информации. Они учат чётко и логично выражать свои мысли, развивают критическое мышление, помогают формировать собственные взгляды на мир.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.