Арктика не самое подходящее место для проживания человека. Но северные воды богаты морскими ресурсами и по ним проходят торговые пути связывающие Север России с Европой и Азией. Испокон веков на берегах Баренцева и Белого морей жили люди питающиеся от моря. С 18 века активность в этих водах только увеличивалась, что подвигло российское правительство выделить средства для установки маяков в неспокойных морских местах. Первые световые маяки появились в Архангельской губернии, которая простиралась от Кольского полуострова до Печорского края, в середине 19 столетия. Одновременно со строительством стационарных маяков встал вопрос о размещении на них смотрителей с командой помощников. Согласно «Положению о маяках» 1843 года, на должность смотрителя маяка назначался морской офицер из корпуса флотских штурманов, а служителями были матросы. Служителей набирали из так называемых «ластовых экипажей» - портовые морские команды, куда списывали матросов не годных к строевой службе. Такие экипажи являлись чем-то схожим с инвалидной (ветераны) и штрафной ротой одновременно. Команду маяка формировали по приказу, без добровольного согласия, со сроком службы до 3 лет. Такой подход негативно сказался на работе.
Низкий моральный дух служителей маяков проявлялся в низкой дисциплине, пьянстве, в халатном отношении к обязанностям, но самое страшное, в гибели самих команд. Несмотря на то, что срок службы был всего 3 года, многие служащие северных маяков не дожили ко окончания службы. Главной причиной была цинга. В эти времена уже хорошо знали об этой болезни. Для борьбы с ней в продуктовые комплекты старались добавлять продукты и средства содержащие витамин С. Но, оказалось они слабо помогали человеку погруженному в сильный стресс и глубокую депрессию. В этот период отчеты смотрителей маяков постоянно сообщали о непорядках в их хозяйстве. Для улучшения ситуации, с 1860 года было решено назначать на маяки вольнонаёмных служителей, но сильных изменений не наблюдалось. Желающих было немного и снова приходилось отправлять на маяки штрафников. В первые годы обслуживания маяков в Баренцевом и Белом морях гибель персонала имела масштабный характер. В 1858 г. на Моржовском маяке погибло из-за цинги трое служителей и смотритель с супругой. На маяке мыса Святой Нос в первый год (1867/68г.) из 7 человек команды в живых остались только двое - смотритель и матрос. Смотритель, унтер-офицер Филиппов, после этого был вынужден из-за болезни покинуть должность. На следующий год в живых из команды остался только смотритель унтер-офицер Алексеев. После этого командование решило на зимовку переводить штат маяка в ближайшую Варзугу, находящуюся в 300 верстах от мыса. В 1873 году на Большом Жужмуе от цинги погибла вся команда состоящая из 4 человек. Не обошла болезнь и другие места. За первые тридцать лет работы северных маяков цингой заболели 142 человека, из них 49 служителей погибло.
В борьбе с цингой было предпринято ряд мер. Для улучшения рациона питания маячных служителей, решено было снабдить команды огнестрельным оружием для охоты и снастями для рыболовства. Ежегодно на корабле, который доставлял грузы во время навигации на маяки, приплывал священник для проведения богослужений и духовного окормления. С 70 годов 19 столетия командование одобрило просьбы смотрителей маяков и разрешило перевозить на маяки их семьи, которые могли нести службу на правах штатных служителей. Кроме этого, при маяках семьи смотрителей заводили небольшие хозяйства из коров и овец. Все эти меры благоприятно сказались на службе маяков. Большинство смотрителей стали нести службу пожизненно, а команда на таких маяках состояла из членов их семей. Порой даже тяжелая болезнь не мешала работе. Так в 1896 году на должность смотрителя Святоносского маяка пришел Евлампий Багрецов с женой, сыном и дочерью. Через некоторое время он стал резко терять зрение, но его обязанности исправно выполняли жена с сыном. Начальство провело проверку и осталось довольно, оставили незрячего смотрителя на должности. Во время Первой мировой войны сын Евлампия ушел в армию, а жена умерла. Тогда обязанности смотрителя стала выполнять 11 летняя дочь. Работа была тяжелой. Обслуживание маяка во время навигации, наблюдение за проходящими судами (была угроза прохода в Белое море вражеских кораблей), отбивка телеграмм о текущей ситуации, расчистка снега в зимнее время и т.п. За самоотверженную работу 12 летняя Мария Багрецова была награждена боевой наградой - серебряной Георгиевской медалью. В 1917 году с фронта вернулся сын Павел, который и продолжил службу смотрителя маяка.
На Орловском маяке с 1877 по 1888 гг. нес службу Кузьма Максимович Куковеров. За 25 лет совместной семейной жизни у Кузьмы и его жены Татьяны родилось девять детей, которые стали верными помощниками родителям. После смерти Кузьмы Максимовича смотрителем маяка стала его жена Татьяна Ивановна, хотя официально на должности числился сын Александр. Татьяна Ивановна Куковерова имела большое уважение у местного населения и архангельского начальства. За ревностное служение, доброе отношение к коренному населению и неоднократную доблесть при спасении терпящих кораблекрушения, Татьяна Ивановна получила негласное именование "королева лопарей". С 1900 по 1913 год смотрителем мыса Инцы был Иван Васильевич Хромцов. Когда он умер от воспаления легких, полученного при спасении утопающих моряков, его должность заняла вдова - Калиста Ивановна. Она считается первой официальной женщиной смотрителем маяка. У семьи Хромцовых было 11 детей, которые тоже связали свою жизнь с Арктикой. Многие смотрители северных маяков полностью отдали свою жизнь этому нелегкому служению. Для их семей Арктика стала родным домом. Поэтому не удивительно, что со временем складывались целые династии смотрителей маяков Баренцева и Белого морей.