Найти в Дзене
Радио ЗВЕЗДА

Майор Юрий Озеров

Юрий Николаевич Озеров — кинорежиссёр, сценарист и педагог. Автор легендарных киноэпопей «Освобождение», «Сталинград», «Битва за Москву». Участник Великой Отечественной войны В семье оперного певца Николая Николаевича Озерова и его жены Надежды Ивановны было двое сыновей-погодков. И оба они выросли знаменитостями. Младшего ведь мы тоже очень хорошо знаем как успешного теннисиста и самого популярного спортивного комментатора Советского Союза. Старший же, Юрий, с детства больше всего любил искусство. Вместе с отцом ходил на спектакли Художественного театра. Смотрел в Малом незабываемую Александру Александровну Яблочкину. А в кабинете отца висело фото восьмилетнего Юры рядом с Константином Сергеевичем Станиславским. Юра жил театром, дышал театром.Тайком писал стихи, разучивал монологи, пробовал сочинять пьесы. Но в школе неожиданно увлёкся живописью. Не пропускал ни одной выставки, коллекционировал репродукции картин любимых мастеров, перерывал полки у букинистов в поисках редкой книжки п
Фото: domkino.tv
Фото: domkino.tv

Юрий Николаевич Озеров — кинорежиссёр, сценарист и педагог. Автор легендарных киноэпопей «Освобождение», «Сталинград», «Битва за Москву». Участник Великой Отечественной войны

В семье оперного певца Николая Николаевича Озерова и его жены Надежды Ивановны было двое сыновей-погодков. И оба они выросли знаменитостями. Младшего ведь мы тоже очень хорошо знаем как успешного теннисиста и самого популярного спортивного комментатора Советского Союза.

Старший же, Юрий, с детства больше всего любил искусство. Вместе с отцом ходил на спектакли Художественного театра. Смотрел в Малом незабываемую Александру Александровну Яблочкину. А в кабинете отца висело фото восьмилетнего Юры рядом с Константином Сергеевичем Станиславским.

Юра жил театром, дышал театром.Тайком писал стихи, разучивал монологи, пробовал сочинять пьесы. Но в школе неожиданно увлёкся живописью. Не пропускал ни одной выставки, коллекционировал репродукции картин любимых мастеров, перерывал полки у букинистов в поисках редкой книжки по изобразительному искусству.

Как-то раз в пятом классе младший брат получил на лето переэкзаменовку по рисованию и упросил Юру помочь. А осенью изумленный учитель рисования, с сомнением листал альбом.

Учитель рисования: Или произошло чудо, или ты не тот Озеров!

Все было: и артистическое окружение, и тяга к искусству, незаурядные способности и юношеские мечты. Казалось, вопрос о будущей профессии и для Юры Озерова был решён. Но в 1939 году, после окончания школы, Юрий, как и сотни его сверстников, уходит по «ворошиловскому» призыву в Красную Армию.

Позже его брат вспоминал.

Николай Озеров: Не будь у брата за плечами семилетней воинской службы (в том числе четырех лет фронта), едва ли Юрий Озеров пришёл бы к «Освобождению», а позднее и к «Солдатам свободы».

Ранним утром 22 июня 1941 года из Московского штаба полетели приказы в воинские части на западной границе, принявшие первый удар фашистских полчищ. Среди тех, кто передавал эти приказы был офицер связи Юрий Озеров.

1941 год. Москва. Сражение, в котором батальон Озерова почти сутки отражал атаки немцев, принесло молодому офицеру первую боевую награду.

За то, чтобы не пустить врага в главный город нашей страны, отдали свои жизни до миллиона советских солдат. Многие из них спустя почти полвека оживут в киноэпопее Юрия Озерова «Битва за Москву». Он сам напишет сценарий и снимет этот фильм, используя личные фронтовые впечатления. Главной особенностью ленты станет и то, что в ней не окажется ни одного вымышленного героя. А сюжет с документальной точностью передаст ключевые события грандиозной и страшной битвы.

Когда стало очевидно, что немецкая наступательная операция «Тайфун» уже никогда не осуществится, Юрий получил направление в Военную академию имени Фрунзе. Прошёл ускоренные курсы и в том же 42-м вернулся в действующую армию.

Свой боевой путь от Москвы на Запад он начал лейтенантом, закончил - майором в Кёнигсберге.

Залпы орудий, завывание снарядов, грохот взрывов соединялись с непрерывным гулом сотен бомбардировщиков, летящих к городу.

Мощнейшая артиллерийская подготовка перед штурмом Кёнигсберга — одной из самых хорошо защищенных крепостей в Восточной Пруссии, длилась пять дней. Всё это время над головами летели снаряды, и ночью было светло, как днём. Штурм Кёнигсберга стал поводом для обещания. В апреле 1945 года Озеров дал его самому себе.

Юрий Озеров: Город превратился в костёр, и в этот костёр были брошены войска. Ничего страшнее я не видел. Перед штурмом я загадал, что если останусь жив, то обязательно расскажу младшим поколениям о том, как всё это было. О великой армии, в которой сражался. Я счастливый человек, потому что это задуманное сбылось.

За участие в штурме Кёнигсберга Юрий Озеров был награждён орденом Красного Знамени. Когда два года спустя, после демобилизации он пришёл во ВГИК, его сокурсники, тоже фронтовики, немного завидовали бравому майору, появившемуся в студенческой аудитории с почётным орденом на гимнастёрке. Они отлично знали цену этой награде…

Окончив институт, Озеров ставил фильмы. Получал призы на кинофестивалях. Отвечал на письма зрителей. О нем говорили:

Коллега: Везет же человеку – одна картина за другой!

Но Озеров долго не мог взяться за военную тему. Он страдал от сознания, что не удалось пока рассказать о самом главном, что мучило, волновало, не давало заснуть…

Слишком много вокруг ещё оставалось следов войны: в разрушенных зданиях, в искалеченных телах и душах, в глазах практически каждого советского человека. Но однажды настал момент, когда режиссёр понял: всё, больше тянуть нельзя.

Юрий Озеров: Незадолго до того, как я взялся за работу над «Освобождением», на Западе вышло несколько фильмов о войне, где была смазана или принижалась роль Советской армии, извращалась история. И мне, старому солдату, было нестерпимо обидно видеть подобные ленты.

Ответом на западную трактовку истории Второй мировой войны должно было стать что-то по-настоящему масштабное. Такое, что максимально наглядно покажет, чьей кровью оплачена Великая Победа. К созданию «Освобождение» режиссёр привлёк реальных участников Великой Отечественной войны. Сценарист Юрий Бондарев прошёл путь от солдата до командира. Оператор Игорь Слабневич бывший танкист. Воевал и художник картины Александр Мягков, и второй режиссёр Юлий Кун. Все эти люди по определению не могли лгать о войне.

Озеров консультировался с Георгием Жуковым. Тот помогал на общественных началах, так как опальному в то время полководцу даже не разрешалось выплатить гонорар. Озеров получил от него тетрадку с только что написанными личными воспоминаниями.

В батальных сценах участвовали полторы сотни танков, самолёты, автотехника, три тысячи солдат. Озеров, вместе с офицерами министерства обороны, руководил съемками с вертолёта. Чтобы всё было по-настоящему. И чтобы никто не травмировался и не погиб, когда всё летает, стреляет или взрывается. Пересматривая этот фильм, думаешь: а как такое вообще можно было снять без компьютерной графики? Озеров смог. Чтобы никто никогда не забывал, как на самом деле отвоёвана эта простая возможность жить, смотреть в мирное небо, а войну видеть только в кино...

Слушайте программу «Офицеры» в эфире Радио ЗВЕЗДА.