О чем этот курс:
курс посвящен изучению базовых управленческих технологий и практик регулярного менеджмента, позволяющих перейти от ручного управления и ежедневного «тушения пожаров» к регулярному менеджменту и «эффективному бездействию». Грамотное внедрение этих инструментов лежит в основе системы управления предприятием и гарантирует повышение эффективности рабочих процессов, лояльности клиентов и персонала компании и, как следствие, производительности труда, рентабельности, ликвидности и финансовой устойчивости бизнеса.
Курс предназначен:
для директоров, руководителей структурных подразделений и управленческого кадрового резерва предприятий.
Цели учебного курса:
- изучить основные технологии и практики регулярного менеджмента для их последующего внедрения и совершенствования на своем предприятии;
- освоить базовые навыки по разработке и применению инструментов управления компанией и трудовым коллективом предприятия (подразделения).
В результате обучения слушатели получат базовые знания об основных технологиях и практиках регулярного менеджмента и научатся:
- формулировать цели и разрабатывать стратегическую карту предприятия в формате сбалансированной системы показателей (BSC);
- «раздавать» ответственность за достижение целей на основе определения служебных функций сотрудников в «продуктном» выражении;
- выполнять описание и оптимизацию рабочих процессов;
- выбирать ключевые показатели деятельности (KPI) и формировать соглашения о целях для различных должностей в своей организации;
- выявлять основные факторы мотивации и проектировать систему стимулирования труда;
- разрабатывать и применять инструменты развития корпоративной культуры;
- использовать базовые практики регулярного менеджмента в работе со своими подчиненными.
Ожидаемые результаты:
- системный взгляд на развитие системы управления и четкий алгоритм действий по внедрению регулярного менеджмента в компании;
- базовые знания и навыки применения основных технологий и практик регулярного менеджмента в повседневной деятельности руководителей.
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Основы управления: перекидываем мостик от теории к практике.
Что такое «управление» и что такое «менеджмент»? Общие принципы управления. Процесс и виды управления. Функции управления, или Чем должен заниматься руководитель. Пять способов управления компанией. Десять базовых управленческих технологий.
Тема 2. Управленческие ошибки и организационные патологии: как вовремя распознать болезни предприятия.
Коллекция управленческих ошибок российских руководителей. Что такое организационная патология, или Чем болеют российские предприятия? Патологии в строении организаций. Патологии в отношениях. Патологии в принятии решений.
Управленческий практикум: диагностика управленческих ошибок руководителей и организационных патологий предприятия.
Тема 3. Организационная философия предприятия: формируем смыслы и ценности организации.
Что такое организационная философия и зачем она нужна? Как сформулировать бизнес-идею и стратегический принцип? Что такое миссия на самом деле и почему она важна для успеха предприятия? Примеры миссий и псевдомиссий. Система ценностей организации. Стратегическое видение (VISION) и как его разработать.
Тема 4. Бизнес-модель и стратегия компании: как управлять будущим из настоящего и настоящим из будущего.
Что такое бизнес-модель? Формы бизнес-моделей. Структура делового цикла, или Что необходимо для получения прибыли. Шаблон бизнес-модели. Построение текущей бизнес-модели компании. «Витязь на распутье», или Три выбора предпринимателя. Оптимизация или трансформация? Построение целевой бизнес-модели. Что такое стратегия? Четыре уровня стратегии. Классические инструменты стратегического планирования. Корпоративная стратегия: клиенты, продукты, регионы. Матрица идеального ассортимента. Анализ генераторов прибыли. Конкурентная стратегия: ценностное предложение (CVP), уникальное торговое предложение (USP), ключевые факторы успеха (KFS). Реализация стратегии и управление изменениями в компании.
Управленческий практикум: а) мозговой штурм по разработке продуктовой стратегии предприятия на основе матрицы «Продукт-Рынок»; б) разработка уникального торгового предложения.
Тема 5. Разработка стратегической карты: строим «дерево целей» предприятия.
Технология BSC, или Сбалансированная система показателей. Как оцифровать стратегию компании? Как правильно формулировать цели организации. Финансовые цели. Рыночные цели. Процессные цели. Цели по развитию. Как построить стратегическую карту. Построение «дерева целей» и разработка приборной панели для управления организацией. Формирование портфеля проектов по развитию.
Управленческий практикум: формулирование стратегических целей и построение стратегической карты предприятия.
Тема 6. Структура организации: от бездушного механизма к живой системе.
Что такое оргструктура? Формальные и неформальные структуры. Принципы организационного проектирования. От бюрократии к «живой» системе: обзор современных организационных структур. Основные направления реструктуризации предприятий.
Тема 7. Общие корпоративные правила: как сделать жизнь в организации простой и понятной.
Как построить систему корпоративных правил? Как разработать живые и понятные правила внутреннего распорядка (ПВТР). Правила для инспекторов и правила для людей. Что такое книга сотрудника, и как ее написать?
Тема 8. Должностной функционал: как заточить мышление и действия сотрудников на достижение результата.
Три составляющие «должностного функционала». Чем служебные функции отличаются от должностных обязанностей? «Продуктный» метод определения служебных функций: что на самом деле «производят№ сотрудники компании. Два ключевых принципа формулирования служебных функций. «Вертикальные» и «горизонтальные» функции. Внутренние клиенты и внутренние поставщики. Метод 5D-матриц: как раздать ответственность руководителям и сотрудникам предприятия. Методика разработки обязанностей и полномочий сотрудников. Что такое «твердые обязательства»? Примеры из практики российского бизнеса.
Управленческий практикум: определение служебных функций, обязанностей и полномочий.
Тема 9. Описание и оптимизация бизнес-процессов: простая технология для руководителей и неспециалистов.
Что такое бизнес-процесс? Классификация бизнес-процессов. Зачем описывать процессы? Классические модели (нотации) для описания бизнес-процессов. Принцип «черного ящика». Четыре уровня декомпозиции процесса. Линейная методика описания бизнес-процессов компании. Графический и табличный способ. «Шапка» и «тело» процесса. Два подхода и шесть методов оптимизации рабочих процессов. Методика SIPOC: как описать взаимодействие участников процесса. Разработка регламентов и рабочих инструкций. Примеры описания бизнес-процессов.
Управленческий практикум: определение служебных функций, обязанностей и полномочий.
Тема 10. Ключевые показатели деятельности (KPI): как сделать так, чтобы они не мешали, а работали на благо организации.
Что такое KPI и зачем они нужны? Что измеряют с помощью KPI? Классификация показателей. Показатели результативности и показатели эффективности. Количественные и качественные показатели. Примеры качественных показателей. Технология KPI-Pro – профессиональный подход к целевому управлению организацией. Методика разработки системы KPI. Как разработать соглашение о целях и оценить полезность сотрудников организации? Контроль результатов и обзоры эффективности работы. Примеры из практики российского бизнеса.
Управленческий практикум: разработка соглашений о целях и оценка ключевых результатов работы сотрудников на основе KPI.
Тема 11. Мотивация, стимулирование и оплата труда: как сбалансировать личные интересы сотрудников и цели компании.
Что такое мотивация, мотивирование, стимулирование и в чем их различие? Что влияет на трудовую мотивацию сотрудников. 40 факторов трудовой мотивации. Магическая формула мотивации. Что на самом деле важно для людей, или Пять типов трудовой мотивации персонала. Диагностика трудовой мотивации. «Не хлебом единым», или Коллекция нематериальных вознаграждений. Инструменты внедолжностной карьеры. Виды и структура заработной платы. Что такое PRP, или Как привязать заработную плату персонала к результатам работы. Десять правил оплаты по результатам.
Управленческий практикум: а) анализ факторов трудовой мотивации персонала; б) диагностика трудовой мотивации сотрудников; в) расчет оплаты по результатам работы.
Тема 12. Развитие корпоративной культуры: как сформировать полезные привычки персонала.
Что такое управление по ценностям. Понятия «культура» и «корпоративная культура»? Функции корпоративной культуры. Особенности российской национальной культуры. Диагностика личных ценностей сотрудников. «Айсберг» корпоративной культуры. Модель спиральной динамики. Как поверить алгеброй гармонию: диагностика деловых ценностей и норм поведения в трудовом коллективе. Выбор целевой культуры. Как ценности «растворить» в нормах, или Методы развития корпоративной культуры. Как сформировать полезные привычки персонала: управленческие установки со стороны руководителей. Организационные обыкновения: какие традиции и обычаи важны для вашего предприятия? «Жизнь по понятиям», или Неформальные правила поведения. Как разработать кодекс организации. Ошибки при разработке правил кодекса.
Управленческий практикум: а) диагностика ценностей и выбор целевой культуры организации; б) разработка правил кодекса.
Тема 13. Практики регулярного менеджмента: алгоритмы управления для руководителей на каждый день.
Что такое практики регулярного менеджмента? Цикл управления исполнением: планирование, делегирование, контроль, обратная связь. Уровни планирования: идеологический, стратегический, операционный. Алгоритм управленческого планирования. Что такое делегирование и контроль. Виды управленческого контроля. Алгоритмы делегирования и контроля. Что такое обратная связь. Виды обратной связи. Алгоритм предоставления обратной связи сотрудникам.
Управленческий практикум: разработка практик регулярного менеджмента (планирование, делегирование, контроль, обратная связь).
Методические материалы:
- Презентация курса (более 300 наглядных и красочных слайдов).
- Раздаточные материалы для выполнения практических заданий.
Продолжительность курса: 20-40 академических часов (по согласованию с заказчиком).
Задать вопрос: olegkulagin@mail.ru