Найти в Дзене

Как превратить злость в ресурс для бизнеса, или О чём методика Басса — Дарки

В этой статье вы узнаете, как считывать результаты Опросника враждебности, как эта методика способна помочь сотруднику, в чём её польза для бизнеса и на что обратить внимание эйчару при работе с методикой. Один из забытых тестов в сервисе Personality — Опросник враждебности Басса — Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory, BDHI). Он направлен на выявление типов агрессивности и враждебности. Этот «старичок» был создан в 1950-х годах в США, апробирован и в России, и за рубежом. Перерабатывался в более краткий опросник с 4 шкалами (BPAQ). Название у опросника непривлекательное: агрессия часто рассматривается в негативном ключе. Но злость — это та энергия, которая помогает защищать интересы, совершать прорывы и расширять бизнес. Проблема не в самом чувстве, а в том, как оно осознаётся и реализуется в действии человеком. Именно это и показывает методика Басса — Дарки. Чтобы понять, как организована злость и как её использовать. Разберём на примере. Предположим, что у нас следующие результаты:
Оглавление

В этой статье вы узнаете, как считывать результаты Опросника враждебности, как эта методика способна помочь сотруднику, в чём её польза для бизнеса и на что обратить внимание эйчару при работе с методикой.

Один из забытых тестов в сервисе Personality — Опросник враждебности Басса — Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory, BDHI). Он направлен на выявление типов агрессивности и враждебности. Этот «старичок» был создан в 1950-х годах в США, апробирован и в России, и за рубежом. Перерабатывался в более краткий опросник с 4 шкалами (BPAQ).

Название у опросника непривлекательное: агрессия часто рассматривается в негативном ключе. Но злость — это та энергия, которая помогает защищать интересы, совершать прорывы и расширять бизнес. Проблема не в самом чувстве, а в том, как оно осознаётся и реализуется в действии человеком. Именно это и показывает методика Басса — Дарки.

Что показывает Опросник враждебности

  1. Как злость зарождается при столкновении с внешним воздействием. За скорость реакции отвечает показатель «Раздражение». При высоком балле человек мгновенно «заводится», но это может говорить и о чуткости к нарушениям границ.
  2. Как злость определяет причину дискомфорта. За направление — вовне или внутрь себя, — отвечают показатели «Обида», «Подозрительность», «Чувство вины». Рост первых показателей говорит о недоверии, рост последнего — о риске выгорания.
  3. Как злость выражается. Открыто, скрытно, на себя — об этом говорят показатели «Физическая агрессия», «Вербальная агрессия», «Негативизм», «Косвенная агрессия», «Вина». При высоком негативизме и косвенной агрессии злость подавляется из-за страха конфликта, но при этом сотрудник будет саботировать задачи.

Для чего это нужно знать сотруднику?

Чтобы понять, как организована злость и как её использовать. Разберём на примере. Предположим, что у нас следующие результаты: высокое раздражение, низкая подозрительность, косвенная агрессия, вина. Какие выводы можно извлечь для себя:

  • быстро завожусь, но не виню других — значит, мне нужно больше времени на принятие решений, лучше не заходить в переговоры, где есть риск агрессии и давления;
  • выражаю злость пассивно — следует подумать, как организовать себе безопасную обстановку, чтобы говорить о дискомфорте сразу.
  • выражена вина — пора прояснить зоны ответственности и перераспределить нагрузку.

Что это даёт бизнесу?

Переходим от диагностики к действиям, выстраиваем план развития, адаптации и сплочения команд:

  • в команде с высоким раздражением пересматриваем нагрузку, вводим «дни тишины», ставим чёткие приоритеты задач, проводим тренинги по эмоциональной регуляции;
  • в коллективе с высокой обидой и подозрительностью восстанавливаем доверие через регулярные анонимные опросы;
  • при наличии вины строим новую культуру ошибок, разбираем кейсы без наказания;
  • для «физических агрессоров» организуем спортзал;
  • команды с косвенной агрессией учим решать конфликты.

Тест Басса — Дарки — это ещё и детектор «тихого» неблагополучия. Подозрительность в сочетании с обидой — признак несправедливого распределения ресурсов. Негативизм вместе с виной — симптом выгорания или страха перед изменениями.

Что учесть эйчару?

  1. Соблюдаем этику. Тест — это не приговор и не клеймо, а повод для развития. Не забывайте говорить, что злость не враг, а значимое и функциональное чувство, топливо для изменений.
  2. Соблюдаем анонимность и добровольность. Групповые результаты — без персональных разборов. Цель — улучшить условия для всех: как для сотрудников, так и для бизнеса.
  3. Сочетаем Опросник враждебности с другими тестами, чтобы избежать ярлыков.
  4. Предлагаем посмотреть на злость как на индикатор и ресурс, а на тест — не просто как на «измеритель агрессии», а на инструмент для понимания своих реакций и создания среды, где энергия злости превращается в инновации.

P. S. Автор статьи — бизнес-психолог Personality Вероника Гаптрахимова. О повышении эффективности бизнеса с заботой о людях — в телеграм-канале Personality.