PAM - Possible Available Market (возможный доступный рынок) - это мировой рынок, для которого предназначен продукт или услуга.
Если мы продаем обувь, то PAM - это все люди, имеющие ноги.
TAM - Total Addressable Market (полный объем рынка, заинтересованный в нашем продукте) - это часть PAM, которой интересен продукт.
Если мы продаем обувь, то TAM - это все люди, имеющие потребность в том виде обуви, которую мы выпускаем.
SAM - Serviceable Available Market (доступная обслуживаемая доля рынка) - это часть TAM, способная оплатить предлагаемый товар / услугу.
Если мы продаем обувь, то SAM - это люди, которые могут себе позволить купить нашу обувь.
SOM - Serviceable Obtainable Market (обслуживаемая достижимая доля рынка) - это часть SAM, которая будет обслужена с учетом избранной рыночной стратегии и прогнозируемых действий со стороны конкурентов.
Для оценки SOM ключевую роль играет план действий компании.
Зачем бизнесу оценивать объем рынка?
- Привлечение инвестиций.
Позволяет оценить, какую долю рынка компания может захватить.
- Оценка рыночного потенциала и перспектив роста
PAM позволяет оценить глобальный объём рынка с учётом будущих изменений.
TAM показывает максимально возможный объём рынка.
- Стратегическое планирование и распределение ресурсов
SAM помогает определить текущий объём рынка.
SOM учитывает реалистичные возможности бизнеса.
- Анализ конкуренции и позиционирование
Методика помогает выделить нишу, где бизнес может быть наиболее конкурентоспособным.
- Адаптация маркетинговых стратегий