Найти в Дзене

ИГРА В 15: КАК МАЛЕНЬКАЯ ГОЛОВОЛОМКА ПРИВОДИТ В ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО ВЗРОСЛЫХ

Оглавление

Приветствую Вас!

Наверняка, у многих в детстве была небольшая пластмассовая коробочка с квадратными фишками, пронумерованными от 1 до 15. Эта головоломка известна как «пятнашки». Тогда казалось, что сложить их по порядку — дело пары минут. Но если попробовать это сделать сейчас, взрослым умом, выясняется: задача совсем не такая простая, как кажется.

В чём суть игры?

Перед нами поле 4 на 4. Внутри — 15 фишек с цифрами и одна пустая клетка.

Цель — передвигая плитки по одной, используя пустую ячейку, выстроить их в следующем порядке:

1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15 [ ]

С первого взгляда всё очевидно, но только до тех пор, пока не возникает ситуация: все числа на месте, кроме 14 и 15 — они поменяны местами. И вот тут начинается самое интересное.

Задача, которая ставила в тупик целые поколения

В XIX веке, когда игра только появилась, в США она стала настоящим математическим вирусом. Люди спорили, собирались в группы, искали решение… и не находили.

-2

Проблема была в следующем:

Можно ли, передвигая фишки по правилам, получить правильную последовательность, если 14 и 15 изначально стоят наоборот?

Ответ — нет. И это не догадка, а доказанный математический факт.

Почему некоторые комбинации пятнашек не решаются?

Каждое начальное расположение фишек можно охарактеризовать так называемой чётностью перестановки. Если она «неправильная», достичь нужного порядка становится невозможно.

Это не ошибка сборки или производственный брак — просто такое положение чисел математически неразрешимо.

Формально, существует два класса всех возможных расстановок:

  • Разрешимые — их можно привести к нужному порядку
  • Неразрешимые — сколько ни двигай, правильной последовательности не получится

Для неподготовленного человека это может быть неожиданностью: кажется, что решение всегда есть. Но математика говорит иначе.

Немного истории

Головоломку изобрели в 1870-х годах. Часто автором называют Ноя Чепмена, но известность игре принёс Сэмюэл Ллойд, предложив награду в тысячу долларов тому, кто решит «невозможную» версию с 14 и 15, поменянными местами.

-3

Позже оказалось, что награда была предложена, зная, что задача не имеет решения. Приём спорный, но интерес к игре после этого только усилился.

Что даёт игра в 15?

  • Развивает пространственное мышление
  • Тренирует терпение и последовательность
  • Учит видеть шаги вперёд, а не действовать наугад

А ещё — это хороший способ отвлечься, сосредоточиться и почувствовать удовлетворение от решения даже небольшой задачи.

-4

Как правильно собирать?

Существует стратегия:

  1. Сначала собрать первые два ряда
  2. Затем — первые два столбца снизу
  3. В финале — аккуратно сложить последние 4 плитки

Важно двигать фишки обдуманно, иначе можно легко загнать комбинацию в тупик.

Вывод

Головоломка «пятнашки» — не просто игрушка. Это наглядное напоминание о том, как простая на вид задача может оказаться сложной внутри. Иногда дело не в наших способностях, а в самой структуре задачи.

Благодарю за внимание..