Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Истоки и особенности венской оперетты

Первая половина XIX века — период бурных потрясений в Европе, время зарождения того, что позже назовут «массовой культурой». Одним из первых её проявлений стал жанр оперетты, появившийся во Франции, а точнее — в Париже. Оперетта быстро приобрела колоссальную популярность и стремительно распространилась по всей Европе, особенно в Австрии. Что касается Вены, то с конца XVIII века она была одним из главных музыкальных центров Европы. Однако любовь к музыке австрийских правителей прослеживалась гораздо раньше. Уже в конце XV века Максимилиан I, эрцгерцог Австрийский и император Священной Римской империи, приказал создать придворный оркестр — редкость для того времени. Спустя два столетия итальянская опера стала главным развлечением венцев, а постройка оперного театра при участии итальянских мастеров позволила делать постановки с невиданным размахом. Стремясь следовать примеру Парижа, Вена в 1766 году открыла общественный парк Пратер, который быстро заполнился кафе, угощавшими посетителей в

Первая половина XIX века — период бурных потрясений в Европе, время зарождения того, что позже назовут «массовой культурой». Одним из первых её проявлений стал жанр оперетты, появившийся во Франции, а точнее — в Париже. Оперетта быстро приобрела колоссальную популярность и стремительно распространилась по всей Европе, особенно в Австрии.

Что касается Вены, то с конца XVIII века она была одним из главных музыкальных центров Европы. Однако любовь к музыке австрийских правителей прослеживалась гораздо раньше. Уже в конце XV века Максимилиан I, эрцгерцог Австрийский и император Священной Римской империи, приказал создать придворный оркестр — редкость для того времени. Спустя два столетия итальянская опера стала главным развлечением венцев, а постройка оперного театра при участии итальянских мастеров позволила делать постановки с невиданным размахом.

Стремясь следовать примеру Парижа, Вена в 1766 году открыла общественный парк Пратер, который быстро заполнился кафе, угощавшими посетителей вином и закусками. Но это было не главное: на специальных помостах играли оркестры, гуляющие танцевали под живую музыку, а для детей устраивали кукольные спектакли.

Похожий процесс произошёл и с опереттой.

Как и во Франции, в Австрии существовали собственные театральные традиции, повлиявшие на рождение нового жанра. Среди них — жанры народного театра, такие как фарс и зингшпиль (пьеса с пением). Фарс не стеснялся в сатире, высмеивая все сословия, особенно крестьян. Зингшпиль представлял собой музыкальную разновидность площадного представления, разновидность австро-немецкой комической оперы с разговорными диалогами между вокальными номерами. Именно эти народные традиции и стали основой венской оперетты.

Victor Angerer — Opera House, 1870
Victor Angerer — Opera House, 1870

Подробнее о жизни, неочевидных исторических фактах и предпосылках многих культурных феноменов города можно изучить в книге «Вена. Полная история города» (16+) из серии «Истории города на пальцах»:

«Читай город»

Ozon

Wildberries