Найти в Дзене
Автокультура

Mini на улицах Мюнхена и на альпийских дорогах (Petrolicious, 2021)

Алек Иссигонис полностью переосмыслил концепцию микролитражных автомобилей, чтобы создать Mini. Футуристический проект ADO15 подразумевал радикально новую компоновку: коробка передач и двигатель располагались поперечно, чтобы освободить место для седоков. Кроме того, проектная задача подразумевала расположение колёс по углам, чтобы обеспечить не только максимум пространства в салоне, но и отменную управляемость. Детище Иссигониса было на пике популярности в 60-х, когда Mini в равной степени выполнял задачи толкового семейного автомобиля, иконы стиля и оружия для побед в автоспорте: три победы на ралли Монте-Карло (за вычетом скандальной дисквалификации на ралли 1966 года), два титула в чемпионате Европы по ралли (1964 и 1968), пять титулов в British Saloon Car Championship (будущий BTCC), два в европейском (1964, 1968) и шесть в ATCC (1962, 1963, 1964, 1966, 1967, 1968), а также тридцать побед в гонках на выносливость в ATCC, три из которых – в общем зачёте! К концу 60-х он ушёл из мод

Алек Иссигонис полностью переосмыслил концепцию микролитражных автомобилей, чтобы создать Mini. Футуристический проект ADO15 подразумевал радикально новую компоновку: коробка передач и двигатель располагались поперечно, чтобы освободить место для седоков. Кроме того, проектная задача подразумевала расположение колёс по углам, чтобы обеспечить не только максимум пространства в салоне, но и отменную управляемость.

Детище Иссигониса было на пике популярности в 60-х, когда Mini в равной степени выполнял задачи толкового семейного автомобиля, иконы стиля и оружия для побед в автоспорте: три победы на ралли Монте-Карло (за вычетом скандальной дисквалификации на ралли 1966 года), два титула в чемпионате Европы по ралли (1964 и 1968), пять титулов в British Saloon Car Championship (будущий BTCC), два в европейском (1964, 1968) и шесть в ATCC (1962, 1963, 1964, 1966, 1967, 1968), а также тридцать побед в гонках на выносливость в ATCC, три из которых – в общем зачёте!

К концу 60-х он ушёл из моды и, казалось бы, ушёл в историю, но неудачный Clubman подарил оригинальному Mini вторую жизнь: спрос был настолько велик, что кроха Иссигониса продержался в серии вплоть до 2000-го. Чего уж говорить, если Mini в 1999-м занял второе место в конкурсе «Автомобиль века», пропустив вперёд только «Жестянку Лиззи» Ford T!

Статья: Testing The Mighty Mini Cooper S In The Alps, And The Humble Morris Mini-Minor In The Streets Of Munich

Автор/фото: Алекс Собран

Год оригинальной публикации в Petrolicious: 31 декабря 2021

Как только первые серийные Mini дебютировали в канун 1960-х, были сделаны должные выводы. Сэр Алек Иссигонис каким-то образом предсказал будущее экономичных личных автомобилей, и его творение развило всеобщее представление о том, каким должен быть функциональный городской автомобиль. Рынок маленьких автомобилей в 1959 году достиг поворотной точки, пусть Mini и не сразу стал феноменом.

-2

Но спустя пять лет, Mini заработал определённую репутацию в кольцевых гонках благодаря Джону Куперу, смышлёному парню из Формулы-1, который с самого начала распознал конкурентный потенциал столь прагматичной машины своего друга. Позже доверие подтвердилось в другой автоспортивной дисциплине, когда Пэдди Хопкирк играючи привёл модифицированный Cooper S по снегу и слякоти к победе на ралли Монте-Карло 1964 года. Спустя пять лет Питер Коллинсон сделал из народного автомобиля кинозвезду, загрузив три экземпляра поддельными слитками и настоящей пиротехникой для выполнения сложнейших каскадёрских трюков в «Ограблении по-итальянски».

Даже без законников и гангстеров, преследующих по крышам и через канализацию, Mini по-прежнему позволяет маневрировать, словно вы уже выполняете вторую фазу ограбления. Он всё так же остаётся одним из тех редких автомобилей, которые продолжают вдохновлять на тестостероновое вождение даже после того, как кто-то назвал его «слишком дорогим». Столь дуалистическая привлекательность привела к повсеместному спросу на Mini как у Джеймсов Хантов, так и у «чайников», и с 1959 до конца XX века эта экономичная «коробочка» производилась под разными брендами на заводах от Бирмингема до Памплоны и Шах-Алама. За это время он стал самым продаваемым в истории автомобилем в Британии с общим объёмом производства более пяти миллионов единиц, вплоть до дебюта немецкого ребута в 2000-м.

-4

Сейчас нас от оригинала отделяют целых шесть десятилетий, и всё же большинство из нас ездит на работу на чём-то, что обязано своим появлением Mini. Его роль в автомобильной истории увлекательна и очень важна, но просто шерстить заезженную хронологию гонок, дат и торговых марок – так себе способ отметить годовщину. К счастью, у BMW (и ведь действительно сыграли роль «отчимов») были планы поинтереснее: большой пробег на старых Mini, включающий в себя несколько дней прогулки по Мюнхену на Mini-Minor 1959 года, за которым следует восхождение на Австрийские Альпы на усовершенствованном Cooper S 1966 года.

Morris Mini-Minor отправляется в современный Мюнхен

Если прикрыть большим пальцем название модели, то спецификация Mini не впечатлит. Если прочитать подряд: «передний привод», «рядный четырёхцилиндровый двигатель объёмом 848 см3» и «34 л.с.», то у вас наверняка возникнут ассоциации с сельхозоборудованием, а не с чем-то, на чём можно заработать штраф за превышение и, словно в подтверждение этого, этот вишнёво-красный экземпляр первого года выпуска продавался под брендом Morris, который звучит ни разу не задорно, а скорее как постоянный насморк или членство в Американской ассоциации пенсионеров.

Но в личном опыте Morris Mini-Minor нет ничего обыденного. Уже просто оказаться в нём – событие; удивительное количество общего внутреннего пространство, которое замечаешь сразу при посадке, быстро нейтрализуется первым сдвигом тоненькой палочки рычага переключения КПП или нажатием на акселератор, чего хватает, чтобы понять, насколько он миниатюрный – у него просторный салон с «автобусным» рулём, но в педальном узле места для ног не так много.

Как только я ознакомился с крошечными органами управления и был готов перемещаться по Мюнхену кончиками пальцев ноги, я ждал, пока траффик рассеется и осторожно выезжаю на шестиполосную магистраль Музахер-штрассе за пределами комплекса BMW Classic. Не прошло и пяти минут, как все задержки минимизировались, а выбоины и ямки на дороге стали этаким предлогом для того, чтобы бросать машину со стороны в сторону скорее из удовольствия, нежели из здравых соображений. Я приходил ко всё более ясному пониманию отношений моей «кошки» с «лазерными указками» каждый раз, когда неровности на дороге формировали импровизированную полосу препятствий.

Подобное удовольствие с панковским привкусом возникает, когда вы просто так катаетесь по Мюнхену, без конкретного направления – руль постоянно движется, передача переключается через секунду, – и этого достаточно, чтобы немного почувствовать себя Клодом Лелушем в «Свидании», пока не встретишь полицейского, который вам улыбается и машет. Mini справляется с рутинными поездками как никто другой.

Поскольку, даже когда вы не швыряете его из поворота в поворот по мощёным апексам возле Хауптбанхофа и исторического центра города, в городском центре сохраняется ощущение спешки. Выбоины и неровности на асфальте ощущаются задолго до того, как ваши десятидюймовые колёсики вступят в первый контакт, и редко бывает, когда передаточные числа позволяют держать руль обеими руками одновременно, и, хотя из окон открывается превосходный обзор (почти 360 градусов), как правило, вокруг видны только колёса и шины куда более крупных участников дорожного движения.

Old English White в Австрийских Альпах

Хотя Morris Mini-Minor рискует быть раздавленным в современном мегаполисе, который кишит кроссоверами и мобильными телефонами, он по-прежнему великолепно справляется с обязанностью городского автомобиля (как, впрочем, и следовало ожидать). Пытаясь припарковать его в самом узком переулке в центре города, я вспомнил, как я, будучи ещё ребёнком, примерял папины ботинки, и я нашёл местечко, где его можно припарковать боком между рядами. Может, на разгон до максимальной скорости потребуется вечность, в городе скорость редко превышает 56 км/ч, и четырёхступенчатая коробка передач (которая по инженерной смекалке размещена под двигателем и делит с ним общий масляный картер) с удовольствием разгоняет несколько «лошадок», чтобы не отставать от светофора к светофору.

-10

С другой стороны, этот модифицированный, энергичный Cooper S, несмотря на столь «домашний» окрас «Старый Английский Белый», явно не был доволен тем, что его вынудили снизить скорость и протиснуться через маленькие деревушки по пути из Мюнхена в верхушки Гроссглокнера, к которым мы стремились. Но переключать передачи на выездах из этих муниципалитетов было очень приятно, чаще всего оставляя скоростные радары гневно мигать красным. Скажем так: если игривый Mini-Minor поощрял озорные манёвры, чтобы избежать выбоин, то дьяволёнок Cooper S явно хочет, чтобы Polizei погнались за ним.

В этом автомобиле всё настолько «подтянуто», что это провоцирует на активную езду. Вы уже знаете, что он управляется как большая игрушка, рядная «четвёрка» объёмом 1275 «кубиков» развивает 75 л.с., он весит вполовину меньше новых Mini, а данный образец подвергся некоторым изменениям, не в последнюю очередь это касается сдвоенных полированных впускных патрубков, издающих аденоидное фырканье, от которого можно оглохнуть, находясь вблизи. Его пухленький кубоидный кузов, ссутуленный над передними колёсиками (словно с гоночного карта), идеально отражает характер Cooper S.

Несмотря на нескончаемое искушение промчать на нём по тротуару, мы долго старались держаться подальше от неприятностей и оказались на заснеженном пейзаже под луной, окружающем вершину Австрии, Гроссглокнер. Следом был горячий ланч и долгая фотосессия в холоде, после которой мы снова вернулись к уровню моря. И этот спуск медленным не был: спускаться по перевалу на Mini – всё равно что в пять лет сесть покататься на семейном ретривере, опрокидывая мебель вокруг. Главное отличие в том, что вы контролируете ситуацию, держась за руль, а не ошейник. И тормоза, да.

Достаточно нажимать на все три педали разом, как бешеный, приводя в движение все колёсики, чтобы почувствовать, как остальная жизнь пролетает перед глазами. Спускаясь по крутому склону на высокой скорости, обгоняя туристические автобусы, в четыре раза превосходящие нас по габаритам, и дважды переключаясь вниз на шпильках, я чувствовал, как заряд адреналина пробирается по всему телу и пропотевшей рубашке. Спустя полчаса мы возвращались на базу сквозь туман и дождь на невероятно живописном, хотя и долгом маршруте, мы словно проходили заасфальтированный доп на ралли. Впрочем, на подобной машине такие ощущения возникают на любой старой парковке.

Мы в соцсетях:
YouTube:
youtube.com/@autoculture_media
VK:
vk.com/autoculture_media (эксклюзивные видео, фильмы и интересные статьи)
Telegram:
t.me/autoculture_media (ненапряжный красивый контент + лайв)
Нельзяграм: autoculture.media
Дзен:
dzen.ru/autoculture_media

Также вы можете поддержать проект по QR-коду:

-15