Найти в Дзене
Взгляд учителя Елены

Австрийский Апрель. Книги, фильмы и штрудель

Продолжаем знакомиться с австрийским искусством. Кстати, совсем мало уделяю внимания живописи, а вот мировая австрийская живопись тоже есть. В моем домашнем каталоге "Атлас мировой живописи" числятся:

Густав Климт, Эгон Шиле, Оскар Кокошка. Шедевры австрийского экспрессионизма хранятся в музеях Вены, Штутгарта.

Климат. Поцелуй.
Климат. Поцелуй.

Л И Т Е Р У Р А

Я уже писала в прошлый раз, как трудно мне было подобрать книги для чтения в Австрийском Апреле. Но все-таки я взяла себя в руки и отобрала книги. И в общем, книги эти заслуживают внимания.

1. Й. Рот. Марш Радецкого. 1932 г

В центре повествования — три поколения семьи Тротта, которые всю свою жизнь верно служили австрийской короне. Постепенно Австро-Венгерская империя приходит в упадок, как и семейство Тротта, в котором ничего не происходит. Когда-то дед спас жизнь императору, это стало семейным достоянием. Других событий в семье нет. Даже женщин у трех мужчин мы не видим. Нет, немного видим. В роли любовниц младшего Тротта, который то безудержно пьет, то волочится, то хочет уйти из армии, то возвращается туда.

Книга не изобилует поворотами сюжета, однако не возникает желание её бросить. Психологические портреты, внутренние монологи, размышления о гибели империи почему-то мне были интересны. Потому что ограниченность героев, зацикленность на преданном служении своему Францу-Иосифу, служба в австрийской армии (порой тупая и бессмысленная), сам император со своим "величием" так перекликаются и с нашими дворянами эпохи "Войны и мира", что понимаешь: нет величия там, где нет "простоты, добра, правды".

Прослушала ещё раз "Марш Радецкого" И. Штрауса. Музыка была мне знакома, теперь я знаю, что это и есть тот самый марш.

-2

2. И. Айхингер. Великая надежда. 1948 г

Первый и единственный роман автора.

Эллен полуевреев: она живет в Вене с бабушкой и мечтает о визе в Америку, чтобы оставить за океаном унижения, насмешки, тотальную слежку и город, где ей даже нельзя купить торт. Вместе с друзьями она постоянно играет в свою заветную мечту — в спасение и изо всех сил надеется, что в их квартире не раздастся роковой звонок. (Читай-город)

Пожалуй, мое мнение совпадает с этим отзывом:

"Понимая контекст, в котором была написана книга, но в то же время читая её сейчас – после стольких других произведений, написанных людьми, пережившими Холокост, - становится немного не по себе. Такое обилие метафор, такой воображаемый мир, такие необычные образы могли бы стать основой для хорошей литературы с другим сюжетом. Однако в данном случае они, в конечном итоге, лишь затушевывают и приукрашивают историю, которую не следует ни приукрашивать, ни замалчивать". livelib.ru:

Очень много метафор, иносказания, то ли игра, то ли реальность, то ли сновидения... Все это затрудняет чтение и понимание книги. Мне пришлось основательно прочитать анализ, чтоб понять, о чем книга.

Австрийская писательница Ильза Айхингер – дочь еврейки и "арийца", из-за своего происхождения не сумевшая поступить в университет, пережившая страх и гонения и видевшая, как забирали её друзей и родных.

3. Р. Музиль. Человек без свойств. 1930 г

Если почитать об этом произведении, то точно решишь, что надо читать. Одни источники пишут, что без этой книги австрийская литература немыслима, другие информируют, что книгу писал автор 20 лет (до самой смерти), а в СССР книгу увидели лишь в 1884 году.

Аннотация гласит: действие происходит в Австро-Венгрии в 1913 году. Правительство империи учреждает комитет, который должен разработать особый план мероприятий для предстоящего через пять лет празднования семидесятилетия правления императора Франца-Иосифа. Комитет состоит из промышленников, банкиров, аристократов, военных и политиков. По воле случая в его ряды попадает и молодой офицер, инженер и математик Ульрих — «человек без свойств», циник, лишённый смысла жизни и безразличный к нормам морали.

Аннотация не сулит чего-то необычного, но и вроде не отталкивает. Но смущает объем книги -1500 стр в моей ЭК.

Начала слушать. Первые 100 стр вслушивалась очень внимательно. В принципе я люблю умные мысли, вот и пыталась их выхватить. К этому и сводилось мое чтение - отобрать цитаты, так как сюжета хоть какого-нибудь, не было. Добравшись до 300 стр, я не сдалась.

Я не против философских или жизненных описаний, но тогда они и должны представлять такой жанр, а тут внутренние размышления автора/героя прерывались на диалоги персонажей. Персонажи менялись, разговоры тоже, Но дальше этого не продвинулось.

В итоге я решила, что ничего не получаю от книги и отказалась дойти до конца. Хоть личность автора, отраженная в языке, показалась интересной. Но все же я человек 21 века, и бессюжетные, вялотекущие книги в 1500 стр меня не всегда способны удержать.

Легко, должно быть, испытывать героические чувства, если от природы ты нечувствителен, и мыслить километрами, если понятия не имеешь, какие миры таит в себе любой миллиметр!
Хорошо сказано.

Пробовали читать "Человека без свойств"?

4. С. Цвейг. Письмо незнакомки. 1922 г

До этого я читала рассказ "Случай на Женевском озере", больше к Цвейгу не возвращалась. Вернулась. Прослушала. И никакого восторга от страданий женщины не испытала. как-то больно и обидно было за женщину, поставившую на карту своей жизни любовь к человеку, который её не стоил. Да, наверное, психологизм, трагизм и тд, но мне оказалось совершенно не близко. Увы.

Запросила Литрес его же аудиовариант "Марии Антуанетты", но пока не выдали, значит, не судьба.

5. Элизабет Хауэр. Фарфоровое лето. 1986 г

В семейной истории две главные героини: Клара, она жила в 30-е годы 20 века, и Кристин, - в 80-е 20 века. В семейных воспоминаниях Кристин сравнивают с Кларой, но что там с этой Кларой произошло, знают в семье, но почему-то до Кристин не доносят эту информацию. Так стр 300 мы и ждем ответа на этот вопрос, потому что каждый новый герой, новая встреча, или размолвка с мужем свидетельствуют о ТАЙНЕ. Кристин пытается узнать, мы пытаемся дождаться развязки. И ЧТО? И вот ничего в развязке ТАКОГО нет.

В ожидании раскрытия тайны прочитала 400 стр (это весь роман), но рекомендовать не могу. "Роман написан в лучших традициях психологической и бытописательской прозы", насчет первого не скажу, что поразило, а вот быт Австрии 30 и 80-х, наверное, и задержал меня на этой книге. Вот, например, узнала, что немцам в Австрию в режим Гитлера разрешали въезжать лишь за деньги, так как Австрия не поддержала партию национал-социалистов. Поэтому немцы и не ездили, а Австрия в туристическом плане много потеряла.

-3

И ещё несколько раз пыталась слушать в исполнении Чонишвили роман "Голем" Майринка. В общем, как в анекдоте: "Ну, не смогла я!" А вы?

К И Н О

До этого марафона у меня был любимый фильм, вернее, целых три! О принцессе Сисси с Роми Шнайдер.

"Сисси"

"Сисси - молодая императрица"

"Сисси - трудные годы императрицы"

Это очень красивые фильмы! И особо говорить нечего. Просто люблю и тему эту, и эти картины. И если вы не смотрели, то рекомендую.

-4

Я еще обязательно расскажу вам о других фильмах, есть и "Оскары" у австрийцев, но уже в следующий раз. А пока —

ш т р у д е л ь в студию!

Уже 26 лет в кафе "Моцарт" на Петроградской подают австрийские блюда.

Кронверский пр., 23
Кронверский пр., 23

Тут вам и шницель, и штрудель, и Захер, и 12 видов кофе. Место тихое, по-европейски приятное, а главное, у него давно есть свои завсегдатаи. И хотя рядом полно новых и современных кофеен, "Моцарт" не пустует.

Говорят, тут угощают бесплатным безалкогольный напитком тех, кто носит фамилию Моцарт или Горький (в этом доме жил Максим Горький)
Говорят, тут угощают бесплатным безалкогольный напитком тех, кто носит фамилию Моцарт или Горький (в этом доме жил Максим Горький)

Мы взяли только десерты (ради них и приехали). Штрудель яблочный нежный, начинки много, теста мало. Захер с абрикосовой начинкой пропитанный, не сухой. Тирольский пирог с черной смородиной (на сайте в меню он числится с вишней) на песочном тесте тоже неплох. Конечно, учитываем, что продукты российские, так что дегустируем с оговоркой. Но все равно душевно.

-7

Кстати, люблю и австрийское белое вино. Трудно выговариваемое Грюнер Вельтлинер и рислинг. Пока ещё что-то есть в наших магазинах и с хорошим рейтингом.

Австрийский Апрель продолжается! Что у вас из австрийской культуры в арсенале?