Найти в Дзене

Диагностика дислексии и дисграфии у младших школьников

Чтение и письмо — это навыки, которые помогают ребёнку получать новые знания. Через чтение пополняется словарный запас, развивается «чувство языка»: понимание его структуры, стиля и лексических конструкций. Чтение даёт стимул для письменного творчества. Письменная речь позволяет общаться с другими людьми, выражать мысли и чувства. Оба эти процесса очень сложны. Ребёнок должен запомнить, как пишутся буквы, и научиться их воспроизводить. Он проводит фонематический анализ, чтобы сопоставить звук и букву. Ему нужно знать правила словообразования и синтаксиса, чтобы излагать мысли. Не у всех детей это получается хорошо. И дело тут не в лени или отставании в развитии. Профессор Р.И. Лалаева предложила определение дислексии, которое сегодня считается общепринятым: дислексия — нарушение процесса овладения чтением, при котором наблюдаются стойкие, характерные ошибки. Эти ошибки вызваны несформированностью функций, задействованных в процессе чтения. Считается, что при дислексии недостаточно раз
Оглавление

Чтение и письмо — это навыки, которые помогают ребёнку получать новые знания. Через чтение пополняется словарный запас, развивается «чувство языка»: понимание его структуры, стиля и лексических конструкций. Чтение даёт стимул для письменного творчества.

Письменная речь позволяет общаться с другими людьми, выражать мысли и чувства. Оба эти процесса очень сложны. Ребёнок должен запомнить, как пишутся буквы, и научиться их воспроизводить. Он проводит фонематический анализ, чтобы сопоставить звук и букву. Ему нужно знать правила словообразования и синтаксиса, чтобы излагать мысли.

Не у всех детей это получается хорошо. И дело тут не в лени или отставании в развитии.

Дислексия и дисграфия: что это такое?

Профессор Р.И. Лалаева предложила определение дислексии, которое сегодня считается общепринятым: дислексия — нарушение процесса овладения чтением, при котором наблюдаются стойкие, характерные ошибки. Эти ошибки вызваны несформированностью функций, задействованных в процессе чтения.

Считается, что при дислексии недостаточно развита фонематическая осведомлённость, то есть, звуко-буквенный анализ. Дети с дислексией плохо различают звуки, схожие по произношению, и не всегда могут правильно ассоциировать букву со звуком.

Дисграфия же определяется как несформированность операций письма. Это происходит из-за нарушения мышечной координации и фонологического дефицита, который отмечается и у детей с дислексией. Р.И. Лалаева выделяла несколько типов дисграфии в зависимости от того, какая именно операция затронута. Например, при оптической дисграфии ребёнок неправильно воспроизводит начертание букв.

-2

Как проявляются дислексия и дисграфия у младших школьников?

Если ребёнок плохо читает или пишет «корявым» почерком, это ещё ни о чём не говорит. Он может просто выражать протест, если ему не хочется заниматься. Или ему неудобно сидеть, и у него быстро устаёт рука.

Родителям стоит обращать внимание на трудности, которые школьник испытывает в разных условиях, а главное — регулярно.

«Первые звоночки» при дислексии и дисграфии начинают проявляться ещё до школы: малыш не может запомнить даже короткий стишок, не понимает смысл рифмы. Он с трудом подбирает слова, неправильно строит предложения. Разбить слово на слоги для него тоже трудная задача.

Иногда у такого малыша есть проблемы с мелкой моторикой: он плохо справляется с конструктором, не может застегнуть пуговицы или завязать шнурки на обуви. Бывают сложности с ориентированием в пространстве, ребёнок не различает лево и право.

Дислексия и дисграфия — это два разных состояния, но иногда они присутствуют вместе.

Симптомы дислексии у школьников начальных классов

Дислексия, как и дисграфия, может проявляться в широком спектре. Специалисты даже склонны считать её не отдельным расстройством нейроразвития, а совокупностью проявлений, которые связаны общим механизмом.

Не у всех детей встречаются одни и те же слабости. Но есть признаки, на которые следует обращать внимание.

К ним относятся:

  • медленная речь, бедный словарный запас для своего возраста;
  • низкая концентрация, быстрая потеря внимания;
  • забывание уже известных слов;
  • трудности со складыванием слов из букв и слогов;
  • пропуски букв, слогов и слов при чтении, добавление лишних;
  • чтение «без выражения», плохое понимание прочитанного.

В процессе чтения задействуются определённые когнитивные способности. Рабочая, или оперативная, память, помогает на короткое время удерживать и быстро извлекать информацию. Если рабочая память развита недостаточно хорошо, то ребёнку будет сложно выполнять инструкции. Он прочтёт предложение, слово за словом, но не поймёт, что в итоге получилось.

Внимание необходимо для того, чтобы взгляд при чтении оставался сфокусированным, а не перескакивал со строчки на строчку. Чем лучше внимание — тем шире «пятно восприятия текста», то есть, область, которую читатель способен осознавать.

Симптомы дисграфии у младших школьников

Одной из причин дисграфии называют фонологический дефицит, как и при дислексии. Механизмы этих состояний во многом схожи, поэтому в большинстве западных стран дисграфию не выделяют в отдельное нарушение.

Но, поскольку дисграфия связана с письмом, у неё имеются характерные признаки. Школьники с дисграфией при выполнении письменных работ ведут себя следующим образом:

  • путают графически схожие буквы;
  • пропускают элементы букв или добавляют лишние;
  • переворачивают буквы и пишут их в зеркальном отражении;
  • пишут слово разными способами в одном тексте;
  • переставляют буквы и слоги местами;
  • несколько раз пишут слово в разных вариантах и зачёркивают.

У школьников с дисграфией часто бывает неровный, несформированный почерк. Строчки загибаются вверх и вниз, выходят за поля. Дети, у которых отмечена оптическая дисграфия, плохо понимают, как ориентировать текст на листе тетради. Буквы у них разного размера, а наклон то в одну, то в другую сторону.

-3

Как диагностируется дислексия и дисграфия в начальных классах

Именно в начальной школе ребёнок может впервые получить диагноз. Симптомы, которые отмечаются до возраста 7–8 лет, специалисты обычно не учитывают, так как дети развиваются в разном темпе. Но к восьми годам ученик уже должен освоить беглое чтение.

Если этого не происходит, и у школьника возникают трудности с письмом — это повод обратиться за консультацией к специалисту.

Часто первыми замечают проблему учителя. Они должны поговорить с родителями и направить ребёнка к специалисту. Чем раньше школьник получит помощь, тем лучше: ведь дислексия и дисграфия влияют не только на успеваемость, но и на то, как ребёнок себя ощущает. Если его будут постоянно критиковать, смеяться над ним, то он замкнётся в себе, а его самооценка понизится.

В интернете есть онлайн-тесты, по которым родители могут оценить вероятность наличие дислексии или дисграфии у своих детей. Но это просто скрининг, и по таким тестам ничего нельзя утверждать с точностью.

Специалисты используют многоуровневую диагностику. Они беседуют с родителями, просят их заполнить анкету, расспрашивают о семейном анамнезе. Дислексия и дисграфия — это состояния, которые могут передаваться по наследству, поэтому наличие в семье родственника с такими нарушениями будет дополнительным фактором.

Важно также пообщаться с ребёнком, оценить его общее эмоциональное и психическое состояние. Специалисты предлагают ему выполнить простые задания, чтобы оценить словарный запас, навыки устной и письменной речи, фонематическое восприятие, внимание и концентрацию.

Только после всестороннего обследования специалист сможет подобрать оптимальную программу коррекции и упражнения, которые ребёнок будет выполнять под контролем родителей.