Наконец-то случилась наша встреча с любимым буковым лесом! Тем самым лесом у Ангарского перевала, что накрепко запал в душу уже много лет назад, и вспоминался постоянно, так что даже странствуя по Бештау, мы невольно искали сходство буковых троп, подмечая ностальгически-знакомые детали... И вот теперь солнечным апрельским утром мы снова вышли из автобуса на такой знакомой остановке. Здесь пока ещё всё было как в старые добрые времена, строительство новой трассы ещё не успело добраться к Ангарскому перевалу... И мы, закинув за плечи рюкзаки, шагнули с обочины вверх по крутой грунтовке.
И, как всегда, стена леса расступилась, пропуская гостей, и словно откинулся волшебный полог. До чего же прекрасен буковый лес! Мы дружно вздохнули от тихого восторга... Солнечные пятна играли в яркой зелени молодой листвы, каждый листочек — с нежной пуховой оторочкой по краешку. Листва сияла диковинными самоцветами, а стройные колонны светлых стволов утопали в невозможном ковре травы вперемешку с сиреневыми цветами. Цветов было целое море!
Сиренево-зелёный гобелен устилал лес, обочины рыжеватой грунтовки окантовывались сперва зелёными, а затем сиреневыми полосами!
И мы, конечно, сразу же безнадёжно потеряли темп передвижения. Только оглядывались вправо-влево, хватались за фотоаппараты, меняли объективы...
И утренняя прохлада понемногу сменялась солнечным теплом, заставляя нас избавляться от сделавшейся лишней одежды. Мы шагали в горку, не замечая подъёма, жадно поглощая щедро расплескавшуюся по лесу красоту...
Тропка поманила вправо, на смотровую площадку, и мы с радостью откликнулись, выбрались на солнечный простор, увидели могучий дымчато-голубой Чатыр-Даг с маленькими снежными островками, и заросли буйно цветущих вишен и тёрна.
Пахло густо и одуряюще — черёмуховым цветом. Сегодня нам предстояло весь день нюхать и нюхать — потому что весенний лес оказался наполнен цветущими деревьями, ароматами, порхающими белыми лепестками...
А пока — мы спустились к дороге, и вновь зашагали среди сиреневых полянок. Высоченные листья подснежников зазеленели у грунтовки — увы, любоваться подснежниками мы опоздали! Отцветшие цветы качали утратившими белизну лепестками. Что ж, время первоцветов в Крыму вышло — весна была ранней! Только нежные жёлтые примулы нет-нет — да и показывались у обочин.
Мы свернули вправо, под бок Эльх-Каи.
Полянки под высокими обрывами мерцали всеми оттенками зелени, волшебные полянки с огромными замшелыми камнями, стройными буками — и вездесущим морем сиреневого цвета! Совсем уж сказочным был тут лес, и мы присели на камешек, и сжевали по бутерброду, глядя, как плавится солнечный свет среди мозаики листвы.
Счастье в чистом виде — сидеть вот так среди волшебного леса, слушать шелест ветвей, дышать запахами волнующими и умиротворяющими одновременно...
А потом продолжился путь — мимо замшелых камней, огромных и прекрасных, по дорожке, напоённой запахом черёмух. Черёмухи тут не росли, но запах плавал в воздухе густыми волнами. И вспыхивали то тут, то там среди зелени белоснежные, усыпанные пышным цветом кроны, так что мы не уставали любоваться, нюхать и фотографировать...
Справа от тропы то плыл увешанный гирляндами лишайников кустарник, то вдруг открывались глубокие недра оврага. Там, внизу, в замечательном полумраке, стоял всё тот же безгранично прекрасный буковый лес, который невозможно было сфотографировать — можно было только любоваться и запоминать!
Мы заглянули к родничку над дорогой. Попили воды, умылись, полюбовались примулами.
Мы вышли на прямую к перевалу. Чудесным белым цветом было тут разукрашено всё кругом. И мы, не удержавшись, опять принялись фотографировать и фотографироваться. Хотя всего очарования этой мимолётной красоты тоже невозможно было запечатлеть. Что оставалось на кадрах? Ветки в белых цветах на зелёном фоне. И всё. Разве передашь замирающий восторг от этих роскоши и великолепия, от умопомрачительных запахов, от нежных прикосновений невесомых лепестков к губам?..
Вот мы и на перевале МАН (Пахкал-Богаз, Фуна). Благодать вокруг.
Вон ещё одна парочка любуется панорамой алуштинского амфитеатра...
Поднялись чуть-чуть по тропке к Пахкал-Кая — не штурма ради, просто полюбоваться пышным цветением...
Налюбовавшись, мы двинулись дальше, по каменистой грунтовке вверх. Нам хотелось сегодня побывать на Северной Демерджи.
Дорога повлекла нас на подъём, и понемногу внизу распахивались панорамы — Фуна, Козырёк, Эльх-Кая и Пахкал-Кая... Удивительно, как густо цвели деревья вдоль подъёма к Лысому Ивану! Сверху лес на склонах смотрелся пёстрым ковром самых разных оттенков и тонов зелени — с кокетливо вплетённым белым узором весны.
Мы шли по дороге, наслаждаясь видами, солнцем, ласковым, почти летним ветром. Повстречали на склоне жёлтые ирисы-касатики, и маленький хоровод лазурно-синих мускариков.
Замирали у белоснежных дерев, источавших одуряющий медовый аромат. Дышали фитонцидами в сосновом перелеске.
И, выбравшись на смотровую к каменным гигантам, увидели вдруг, как по их отвесным скалам невозмутимо странствуют три козы — белая, рыжая и чёрная...
Мы поднялись на ещё один виток дороги. Она вела теперь по удивительной красоты участку — меж светлых прошлогодних трав, среди которых темнели пушистые сосны, и сияли медовой зеленью в солнечных лучах маленькие берёзки. Фоном этим полянкам служили подёрнутые дымчатой синью дали — Чатыр-Даг, Эльх-Кая, Пахкал-Кая...
Когда-то где-то здесь, на пушистом травяном склоне, Лена писала этюдик с очень похожим видом.
Над головами нашими, где-то за кромкой края яйлы, скрывались «уши» Северной Демерджи. Теперь Лена шла уже незнакомой ей частью дороги. Здесь Андрей когда-то странствовал один, а Лене предстояло, завершив этюд, штурмовать гору «в лоб»...
Теперь мы вместе дошли до поворота к «ушам». Тут, на полянке, много лет назад мы впервые увидели цветущую сон-траву. Увы, теперь волшебные цветки уже отцвели. От них остались серые пушистые колокольчики.
Мы немного пофотографировали прострелы в этой их более зрелой модификации.
Полюбовались великолепной панорамой с изгибом дороги и фактурной скалой. И уселись в сухую траву — обедать и наслаждаться видами!
Это был замечательный привал! Любимая Демерджи в который уже раз дарила море красоты! Да и вообще — тут просто было комфортно, словно мы возвратились в какое-то совсем своё, подходящее нам пространство. Как сказал Андрей — одно из тех мест, где хорошо, когда мы тут есть! Опровергая поговорку «Хорошо там, где нас нет».
На склон у дальней скалы вышли из-за леса лошади. Картинка сделалась совсем пасторальной.
Потом две странствовавшие по грунтовке сверху дамы спросили у нас дорогу. И мы, отправив их к Ангарскому перевалу, потом долго сомневались, не запутали ли мы их, велев держаться после обхода Эльх-Кая правых поворотов. Вдруг да они свернут вправо раньше, вверх к Пахкал-Кая? Позже выяснилось, что народ на Фуне пресёк именно это их желание, и отправил по верному пути... А пока — мы неспешно собрались и двинулись в обратный путь.
Повстречали на повороте уже целое стадо разномастных и разноразмерных коз — под предводительством очень представительного тёмно-серого козла с огромными рогами. Стадо активно паслось, объедая кусты и траву, и позировать не пожелало.
Мы с удовольствием, хотя и ощущая уже усталость в отвыкших от подобных марш-бросков ногах, проделали обратный путь до перевала.
И гуляли по буковому лесу, понемногу спускаясь всё ниже.
Навестили сторожевой бук у развилки. Увы, от великана, скорее всего, вскоре ничего не останется... Ветви его, отломившиеся, валялись на поляне вокруг. Пара-тройка живых стволов тянулась вверх, а сплетённый старческими жилами, пронизанный множеством отверстий ствол выглядел совсем уж диковинно. Мы поснимали бук, и попрощались с ним. Кто знает, доведётся ли ещё с ним повстречаться...
Вечернее солнце красило лес, цветущий, невозможно-прекрасный. И жаль было расставаться с ним, а трасса уже шумела внизу. Что ж, будем надеяться на новую встречу! Взгляд назад, уже с обочины дороги. Лес как лес, просто зелёная стена. Всё волшебство можно увидеть только изнутри!
Чудесным образом подошёл наш троллейбус — и двух минут ждать не пришлось! И в свете убегающего за склоны гор солнца медовым цветом вспыхнули обрывы Южной Демерджи за окнами троллейбуса. Какая красота! Как же жаль всегда расставаться с этими горами!
16 апреля 2024 г.
Смотреть видеоклип к этой истории
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...