Поперёк Северной. Часть первая — цветочная

Со второго дня нашего пребывания в весенней Алуште мы приступили к настоящим путешествиям! Для начала, проснувшись пораньше, мы впрыгнули на нашем кольце в Симферопольский троллейбус и отправились на Ангарский перевал… Там было пасмурно, и прохладный ветер гулял по остановке, окаймлённой с двух сторон стенами леса. Склон оказался размокшим и грязным из-за только что стаявшего снега. Но самого снега уже не было, и это внушало некоторые надежды на более-менее сухую дорогу наверх. После вчерашней вылазки на Кастель мы рискнули отправиться на Демерджи-яйлу в кроссовках, не слишком-то располагающим к странствиям по заснеженным просторам. Но, собственно, таковых мы снизу и не наблюдали!

Со второго дня нашего пребывания в весенней Алуште мы приступили к настоящим путешествиям!-2

Форсировав скользкий склон, мы вошли в буковый лес. Прекрасный и удивительный всегда, в любое время года и в любую погоду. И сразу — как всегда — возникло ощущение, что уже только ради прогулки по этому лесу стоило приехать в Крым. Пасмурное утро, ковёр прошлогодней листвы под ногами, мозаика стволов и голых ветвей. Но всё это вместе было удивительно трепетным, нежным — и цветным, как ни странно. Тонкая игра оттенков, холодные зеленоватые стволы на фоне сиренево-синей дымки, благородные абрисы буков… И Лене сразу захотелось усесться в этом прохладном лесу, начать писать это изысканное состояние пограничья между зимой и весной. Но впереди была дальняя дорога — ой какая дальняя! И мы продолжали подъём по лесу, снимая с себя понемногу лишнюю одежду.

Идти мы решили верхней тропой, через Кудрявую Марью (Эльх-Кая).

И на её склонах — как и в прошлые наши поездки «на подснежники» — нашлись нежные кустики этих удивительных цветов.

Небеса меж тем слегка прояснялись — со смотровой у вершины Марьи нам вместо обычного тумана показали-таки виды на море, долину внизу, Северную Демерджи и Козырёк… Редкие островки умирающего снега белели в самых тенистых ложбинках. А земля вокруг всё отчётливей дышала теплом.

На вершине Марьи, среди заросшего колючим кустарником каменного хаоса, мы с полчаса потратили на безуспешные поиски геокэшерского тайника — очень уж тут много подходящих для кэша и похожих друг на друга камней!

Пожалев о потерянном времени, мы поспешили по живописной тропке, траверсящий склон Эльх-Кая. Потихоньку снова спустились в лес.

И на знакомой полянке обнаружили синие огонёчки пролесок и крокусов…

Впереди нас ждал солнечный перешеек между Кудрявой Марьей и Лысым Иваном (Пакхал-Кая). Этот «мостик» был сплошь покрыт сиреневыми и белыми крокусами, такими прекрасными, что движение наше, конечно, было надолго прервано ползаньем с фотоаппаратами от цветка к цветку.

Так утомились ползать, что решили — в такой красоте самое место попить чайку с бутербродами!

Обошли «пятку» Ивана — и по краешку душистой сосновой посадки вышли к перевалу Фуна. По-прежнему светило солнышко, и на краю обрыва азартно фотографировалась пёстрая стайка школьников-туристов. В пейзаже они смотрелись великолепно, их яркие цветные куртки так и сверкали на солнце. Светлой громадой возвышался над перевалом крутой склон Северной Демерджи. Туда, решительно вверх, убегали тропки — и именно туда лежал наш дальнейший путь.

Когда-то мы уже поднимались этой тропой меж заросших сухими травами склонов. Тогда тоже была весна, и наверху нас ждала первая встреча с сон-травой. Нынче тропка была покрыта звёздочками крокусов — а вот сон-трава, как выяснилось вскоре, ещё только-только начинала вылупляться из земли пушистыми пепельными шариками. Тропка после пары витков пересекающего её серпантина сделалась совсем мокрой от подтаявшего снега, и мы решили дальше идти по дороге.

Со второго дня нашего пребывания в весенней Алуште мы приступили к настоящим путешествиям!-14
Со второго дня нашего пребывания в весенней Алуште мы приступили к настоящим путешествиям!-15

Пёстрая компания школьников двигалась ниже нас параллельным курсом — по кромке Козырька. Нам же предстояло дойти до поворота дороги, ведущей на яйлу Северной Демерджи. А пока мы шагали по мокрой от стаявшего снега грунтовке, наблюдая, как в очередной раз меняется погода. Небо заволакивало облаками, и тем эффектнее среди падающих на горы теней вспыхивали пятна солнечного света на рыжих склонах — а дали были синими и тревожащими душу.

К моменту когда дорога резко пошла вверх, поднялся сильный ветер. Пока мы шли по лесочку, набирая высоту, гора хранила нас от ветра. Но у обрывов, вдоль которых убегала от нас тропинка к Седлу, мятущиеся воздушные потоки взялись за нас вновь.

Микс из света и тени заодно завертел коктейль из тепла и холода. И вот уже внизу, над заросшими сухой прошлогодней травой недавно пройденными склонами, заклубился великолепный туман. Поплыла над его пепельно-белыми волнами могучая громада Чатыр-Дага, Иван да Марья стали островами в облачном море.

И до того это было замечательно, что Лена таки угнездилась на склоне, пристроив между пучков травы палитру и рюкзак. Авось получится это чудо унести с собой? Андрей полез в гору, туда, где маячили на фоне небес «уши» пассивных антенн Северной Демерджи. Условились встретиться там — и Лена, оставшись в одиночестве, наедине с ветром и облаками, отчаянно замахала кистью…