10 сентября 1944 года RLM (министерство авиации Германии) выпустило спецификацию на лёгкий истребитель (Volksjager) с турбореактивным двигателем BMW 003. Спецификация предусматривала самолёт с максимальной скоростью 750 км/ч на уровне моря, взлётной дистанцией менее 500 м и продолжительностью полёта не менее 30 минут.
Истребитель должен был быть вооружён двумя 30-миллиметровыми пушками MK 108 с 80–100 снарядами или двумя 20-миллиметровыми пулемётами MG 151/20 с 200–250 патронами. Ещё одним условием было то, что проект должен быть готов к рассмотрению в течение трёх-пяти дней!
Так и не стало до конца ясно, кому пришла в голову идея «фольксъягера», или «народного истребителя», хотя, вероятно, это был генерал-оберст Келлер, глава Национал-социалистического лётного корпуса (NSFK).
Конечно, Карл-Отто Заур, заместитель Шпеера и руководитель авиационного производства, поддерживал этот проект и санкционировал выпуск спецификации «фольксъягера». После войны сам Заур приписал эту идею генеральному директору Фрайдагу, главе главной комиссии по авиастроению, но Фрайдаг отрицал свою причастность, подчёркивая, что был категорически против этой идеи.
Однако известно, что по меньшей мере восемь немецких авиастроительных компаний получили задание на разработку проектов. Это были Arado, Blohm und Voss, Focke-Wulf, Heinkel, Junkers, Messerschmitt, Fieseler и Siebel.
Подробности предложений, представленных двумя последними компаниями, не сохранились, а компания Messerschmitt, которая уже производила реактивный истребитель Me 262, отказалась участвовать в конкурсе. По словам профессора Мессершмитта: «Me 262 должен стать основой противовоздушной обороны Люфтваффе в решающих сражениях весной 1945 года. «262-й» — это реальность, а «Фольксъягер» — лишь надежда. Я не могу понять, зачем разрабатывать ещё один самолёт, когда у нас уже есть превосходная машина. Уже около года разрабатывается Me 262.
Качество изготовления хромает, что ставит под угрозу характеристики машины, и всё же, пока мы «кричим» о материалах и запчастях, а кто-то хочет разработать новый самолёт».
Из-за срочности выполнения спецификации пяти оставшимся производителям пришлось переработать или уменьшить один или несколько своих предыдущих проектов. Таким образом, в итоге появились следующие шесть проектов.
ARADO. Предложение Арадо было разработано на основе более раннего проекта истребителя 1943 года. Это был большой самолёт с неуказанным турбореактивным двигателем, развивающим тягу 1500 кг и установленным над фюзеляжем. Крылья, площадью 19 м2, на концевых пластинах были установлены двойные стабилизаторы и рули направления.
Взяв за основу этот дизайн, Arado разработала значительно уменьшенную версию, соответствующую спецификации Volksjager.
Необычной особенностью проекта, получившего обозначение E 580, было то, что воздухозаборник двигателя BMW 003 был частично скрыт козырьком кабины пилота. Самолёт должен был иметь убирающееся трёхопорное шасси и вооружение из одной или двух 30-миллиметровых пушек MK 108, но в остальном его конструкция была схожа с предыдущим предложением.
Предложение компании Blohm and Voss по проекту Volksjager, разработанное доктором Ричардом Фогтом, было P 211. Он также был основан на более раннем предложении со стреловидными крыльями. Он имел фюзеляж со стреловидным оперением и двигателем BMW 003, выходящим из хвостовой части, и убирающееся трехколесное шасси. Фюзеляж был необычен тем, что был построен из специальной гнутой трубы. В самолете должно было использоваться 58% стали, 23% дерева и только 13% дюралюминия, который был в дефиците на данном этапе войны.
FOCKE-WULF. Компания Focke-Wulf выпустила два проекта Volksjager, оба основанные на предыдущих конструкциях. Первый из них - Volksflitzer - представлял собой уменьшенную версию предложенного компанией Flitzer с двигателем HeS 011, замененным на BMW 003, и уменьшенной площадью крыла с 17 м2 до 14 м2. Flitzer представлял собой моноплан со сдвоенными штангами, поддерживающими горизонтальный стабилизатор, расположенный высоко, чтобы избежать влияния реактивного потока.
Второе предложение компании Focke-Wulf, Volksflugzeug, чем-то напоминало более поздний проект Та 183, но первоначально рассматривалось с крыльями и хвостом прямой, а не стреловидной формы.
HEINKEL. Проект Heinkel был разработан на основе P1073, который, в свою очередь, был разработан как замена Me 262. Это был моноплан со стреловидным крылом и вильчатым хвостом. Чтобы освободить крыло от двигателей, главный конструктор Heinkel Зигфрид Гюнтер решил установить один из них над фюзеляжем, а другой - под ним. В результате получился довольно странный на вид самолет со сложным шасси. Чтобы соответствовать требованиям спецификации Volksjager, Гюнтер уменьшил P1073, установив новое крыло прямой формы и обычное хвостовое оперение со сдвоенными концевыми пластинами и рулями. Турбореактивный двигатель под фюзеляжем был удален, а верхний двигатель заменен на меньший и менее мощный BMW 003.
JUNKERS. Предложение Junkers, подписанное профессором Генрихом Хертелем, было похоже по внешнему виду на модифицированный Хейнкелем P1073, но турбореактивный двигатель был установлен под фюзеляжем.
Информации об обозначении проекта не найдено, хотя это мог быть EF 123 или EF 124. Через пять дней после выпуска спецификации Volksjager, 15 сентября, все шесть проектов были рассмотрены RLM. Предложения Focke-Wulf быстро были отклонены, поскольку считалось, что они недостаточно проработаны. Проект Юнкерса постигла та же участь, поскольку стало ясно, что его двигатель, установленный под фюзеляжем, неизбежно будет разрушен в случае посадки на брюхо, а Arado E 580 был не принят из-за недостаточных характеристик. Оставались предложения Heinkel и Blohm und Voss.
По общему мнению, P211 превосходил P1073, поскольку расположение двигателя не мешало обзору пилота, в его конструкции использовалось меньше дюралюминия и он мог быть легко разобран для транспортировки.
Несмотря на это, обеим компаниям было предложено представить пересмотренные предложения, и 19 сентября они были рассмотрены генеральным штабом. В результате через четыре дня контракт был заключен с компанией Heinkel.
Главные причины заключались в том, что он давал наилучшие шансы уложиться в требуемые сроки поставки и требовал меньше человеко-часов на постройку. Кроме того, в нем использовались опоры шасси Bf 109, что избавляло от необходимости в новых поковках, инструментах и колесах.
Некоторое беспокойство вызывала и установка двигателя на P211 из-за длинного впускного канала, который, как считалось, мог привести к значительной потере мощности.
HEINKEL He 162. Не имея себе равных, конструкторская группа Хейнкеля под руководством Зигфрида Гюнтера и Карла Шварцлера удалось завершить работу над чертежами самолета к 5 ноября 1944 года. Из соображений престижа Хейнкель хотел назвать его He 500, но в итоге RLM присвоило ему обозначение He 162 и название «Spatz» (австрийское диалектное слово, означающее «воробей»). Масштабные модели конструкции выпускались почти одновременно с чертежами и другими документами.
Продолжение следует…