Найти в Дзене
Digital Learning

🚍 Автобус и обучение - где связь

🚍 Автобус и обучение - где связь?

Термин bus factor (или truck factor) по данным из открытых источников появился в области разработки программного обеспечения, когда в 1994 г. Майкл Маклей, задал публично вопрос : что произойдёт с языком Python, если Гвидо ван Россума собьёт автобус?

▪️ это мера сосредоточения информации среди отдельных членов проекта.

В российской практике управления знаниями понятие также могут называть «фактором кирпича» - показатель количества участников бизнес-процесса - носителей незафиксированных знаний, после выбывания которых (например, падения кирпича на голову) процесс не может быть продолжен.

Во время работы внутри корпоративных университетов я всегда билась за хранение всех материалов в общем пространстве. Да простят мне мое занудство мои коллективы, но я постоянно вылавливала файлы, которые делались в "своей папочке", потому что еще не идеальные и в общую папку класть их рано, и убеждала (вежливо, но сотрудники понимали, что у них варианта отказаться нет) переместить все же материал в общее пространство и работать с ним там.

И несколько раз этот подход спасал во время болезни / отпуска или внезапной потребности срочно что-то сделать в отсутствие основного владельца процесса.

При анализе бизнес-процессов организаций можно натолкнуться не только на отдельные документы, а на весь отдельный функционал, коэффициент которого равен 1, то есть в компании не только некем заменить сотрудника, но никто даже не знает толком, чем он занимается, а значит он является единой точкой отказа - частью системы, которая останавливает работу всей системы в случае отказа.

В источниках рекомендуются следующие действия, для повышения коэффициента BUS:

▪️Снижать сложность процессов

▪️Документировать все процессы и поддерживать актуальность документации

▪️Поощрять перекрестное обучение, обмен опытом

В своей работе с экспертами я выделила бы еще несколько способов:

▪️Создавать культуру и отношения, которая стимулирует делиться знаниями

▪️Делать особенные процедуры ежегодной оценки для высокорезультативных сотрудников - например, в виде эссе с описанием своего успешного кейса

▪️Организовывать конкурсы профессионального мастерства, в том числе привлекать в жюри или для наставничества команд конкурса

▪️Привлекать к разработке (или рецензированию) обучений

Наталия Иванова и команда сообщества Digital Learning