Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Травма поколений. Влияние предков на стиль и качество жизни потомков.

«Ах, королева, вопросы крови —

самые сложные вопросы в мире»

Михаил Булгаков.

Межпоколенческая травма – это негенетическое наследование опыта предков. Травмирующие события, пережитые предыдущими поколениями, настолько сильны и болезненны, что проявляются у потомков как глубокая психологическая травма, даже если они сами не сталкивались с подобным напрямую. Эта теория получила значительное развитие в 80-90-х годах XX века, в основном благодаря исследованиям последствий Холокоста, которые позволили выявить и описать механизмы передачи травмы.

Ключевое отличие межпоколенческой травмы состоит в том, что потомки не испытывают прямого травмирующего воздействия. Они наследуют не само событие, а его последствия – посттравматическое состояние предков. Другими словами, передаётся не сам "удар", а "эхо" этого удара в виде психических и эмоциональных нарушений, которые проявляются у последующих поколений. Это может выражаться в различных формах, от тревожности и депрессии до специфических поведенческих паттернов, повторяющих реакции предков на травматическую ситуацию. Потомки, таким образом, живут с "тенью" травмы предков, не понимая полностью её происхождения и испытывая её последствия как собственный глубокий внутренний конфликт.

Передача психического наследия внутри семьи – процесс непростой и многогранный. В наследство от предков мы получаем не только цвет глаз, форму носа и другие физические черты. Речь идёт о гораздо более обширном феномене – о передаче целого комплекса психических установок, образцов поведения, внутренних представлений о мире, семейных ценностей и травматического опыта, который подобно эстафетной палочке передается из поколения в поколение. Этот "психический багаж" формирует своеобразный сценарий, который, хотим мы того или не хотим, влияет на наш жизненный путь, определяет выбор отношений, партнера и профессии.

Родители, бабушки и дедушки намеренно передают нам семейные традиции, ценности, моральные принципы, рассказывают семейную историю, делятся своим жизненным опытом - это осознанная и целенаправленная передача психического наследия, то, что обеспечивает преемственность поколений. Мы усваиваем эти знания, включаем их в свою систему ценностей и используем в своей жизни. Это формирует нашу идентичность и чувство принадлежности к общему семейному и историческому прошлому.

Однако существует и не менее значимый процесс – бессознательная трансгенерационная передача. Этот вид передачи основан на неявном, часто скрытом опыте, в том числе и травматическом. Это могут быть невысказанные семейные тайны, замалчиваемые травмы, не проработанные конфликты и негативные эмоциональные паттерны, передающиеся из поколения в поколение через бессознательные механизмы. Дети могут наследовать страхи, неврозы, зависимости или определенные модели поведения, порождающие повторение определённых жизненных сценариев.

Поиск идентичности для человека – одна из базовых потребностей. Раскрытие и проработка скрытого наследия является важной задачей для достижения этой цели.

Возникает вопрос : «Всякая ли травма становится трансгенерационной?».

Это особенно важно в свете большого количества трагических историй на протяжении всего существования человечества.

Если травматический опыт был психически переработан и символизирован, то для индивидуума событие становится опытом и уходит на положенное ему место — в прошлое. Способ совладания с травмой и навык её психической переработки оказывает позитивное влияние на индивидуальное развитие человека.

«Например, люди, которые знают, что их родители преодолели стихийное бедствие, могут в критический для себя момент вспомнить эту силу и жизненную стойкость, которыми обладали их родители, и использовать этот ресурс в своей жизни» [1]

Часть исследователей видят связь между трансгенерационной передачей травмы и фактором психологической устойчивости. То есть, травма встраивается в стратегию выживания, как навык преодоления стресса:

"Влияние прасемьи на выбор способов совладания с трудными ситуациями у супругов было установлено в исследовании семей с разным характером связей между поколениями (прародители - дети - внуки)" [2]

Третье и четвёртое поколение — это те, кто, как правило, сегодня приходят на терапию. Креативные, образованные, не прошедшие сами через испытания двадцатого века, но при этом, страдающие депрессиями, неврозами, склонные к самоагрессии. Их могут преследовать проблемы, связанные с самореализацией, зачастую их сковывает страх и переполняют проекции, природа которых им неизвестна.

Терапия таких клиентов достаточно длительна, поскольку не возможна без анализа нескольких предыдущих поколений семьи. Наиболее эффективной она становится в сочетании с изучением фактической и событийной истории рода.

1. "Применение критического сознания: культурно-компетентные результаты реагирования на стихийные бедствия", Сиреси А. Вест-Олатунджи и Рейчел Гудман 2009, Журнал консультирования и развития.

2. "Взаимосвязь межпоколенных отношений и функциональности семьи", Сизова М.А., 2012 г.

Автор: Татьяна Полякова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru