Начало второй половины 1944 года было ознаменовано успешным завершением Львовско-Сандомирской наступательной операции 1-го Украинского фронта (проходила с 13.07.1944 по 28.08.1944 года), что создало условия для полного освобождения территории Западной Украины от немецко-фашистских захватчиков.
Причѐм, несмотря на то, что на территориях западных областей Украины военные действия в основном завершились, и фронтовая бомбардировочная авиация заняла аэродромы, значительно удаленные от линии фронта (например, на 15.08 1944 года ближайший аэродром 1-й гв. авиационной дивизии располагался на удалении более 200 км от линии фронта), обстановка, сложившаяся в районе аэроузла дивизии характеризовалась как крайне нестабильная.
Почему после разгрома фашистов в Западной Украине сохранялась опасность для советских аэродромов?
Причиной обстановки напряженности вокруг аэродромов базирования авиационных полков явилась активизация действий вооруженных формирований ОУН-УПА (организации, запрещенные в Российской Федерации) или иначе – банд украинских националистов – «бандеровцев». Орудовавшие на территории Западной Украины бандеровские недобитки «прославились» проведением массовых этнических чисток, физическим и моральным террором против несогласных, вели борьбу против Советской власти, в том числе против Красной Армии.
Документы, мемуары и воспоминания очевидцев того времени свидетельствуют о многочисленных случаях нападений банд националистов как на отдельных солдат и офицеров или их небольшие группы, так и на военные объекты, в том числе аэродромы базирования авиации.
Здесь достаточно упомянуть гибель от рук так называемых «украинских партизан» замечательного летчика, заместителя командира авиаэскадрильи 104-го гвардейского истребительного авиаполка 9-й гвардейской «покрышкинской» истребительной авиационной дивизии Героя Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27.06.1945 года, посмертно) гвардии старшего лейтенанта Лиховида М.С. и гвардии младшего техника-лейтенанта Краснянского А.Х., пытавшихся 12 августа 1944 года поднять в воздух совершившую вынужденную посадку в районе Рава-Русская подбитую в воздушном бою «Аэрокобру». Оказавших сопротивление бандитам советских офицеров ранили, затем, обезоружив, долго глумившись, избивали, и в завершение всего облили бензином и сожгли заживо.
Подобный инцидент произошел 14 июля того же года. Жертвами бандеровцев стали летчики гвардии младшие лейтенанты Олейник П.П. и Траторов Ф.К., приземлившиеся на подбитых зенитным огнѐм противника самолѐтах в районе, контролируемом бандами ОУН-УПА. Фѐдор Траторов, будучи раненным в обе ноги, отстреливался от напавших бандитов до последнего патрона, который оставил для себя. Пѐтр Олейник продолжал вести бой с бандой до полученных многочисленных ранений, был взят националистами в плен, а в последствии ими расстрелян.
Таким образом, несмотря на то, что в 1944 году основные силы украинских бандформирований, а также дивизия Ваффен-СС «Галичина» были разбиты Красной Армией и войсками Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), иногда боестолкновения с отрядами бандеровцев на освобожденных территориях Западной Украины принимали тяжѐлый характер.
Почему бандеровцы не боялись нападать на военные аэродромы Красной Армии?
Во второй декаде августа командир 1-й гв. авиационной дивизии получил сведения от советских и партийных органов, подразделений «СМЕРШ» и Народного комиссариата Государственной безопасности (НКГБ) района Новый Почаев (ныне село Почаев в Тернопольской области) об активизации деятельности вооружѐнных отрядов националистов в районе аэродрома базирования 82-го гвардейского бомбардировочного авиаполка Комаровка и вскрытии их замысла нападения на личный состав, авиационную технику и объекты аэродрома.
Располагая крайне малым временем на выполнение мероприятий по укреплению наземной обороны аэродрома, гв. полковник Добыш Ф.И. принял решение сформировать несколько команд добровольцев из числа младших авиационных специалистов для упреждающих действий по ликвидации угрозы нападения бандформирований.
15 августа командир дивизии, получив данные разведки о сосредоточении основного состава банды в южной части деревни Лядухов (ныне н.п. Ледыхов в 25 км западнее г. Кременец), отдал распоряжение выдвинуться в этот район трем группам военнослужащих в составе: 79 человек от авиационных полков и 20 человек от подразделений местных органов НКГБ, вооруженных пулеметами, автоматами и винтовками.
Согласно архивным материалам, описывающим события, происходившие 15.08.1944 года в районе базирования 82-го гв. авиационного полка, в 17.45 с подходом перечисленных выше групп к деревне завязался ожесточенный бой, продолжавшийся до 21.00. В ходе боя выяснилось, что численный состав банды оказался не менее 250 человек, более того, как указывается в документах, «все население деревни участвовало в бою на стороне банды».
С наступлением темноты, ввиду численного превосходства противника в живой силе и оружии командир дивизии гвардии полковник Добыш Ф.И., осуществлявший руководство боем, дал команду на выход из боя. В результате упорного боестолкновения бандеровцы понесли серьѐзные потери: 38 человек убитыми и более 50 ранеными, в том числе был ликвидирован главарь банды – немец, носивший кличку «Свобода».
К сожалению не обошлось без ощутимых потерь с нашей стороны: 11 человек было убито, в том числе командир 82-го гв. авиационного полка гвардии майор Немашкал А.П. и заместитель командира по политической части 80-го гв. бомбардировочного авиационного полка (бап) гвардии майор Литвинов Г.И.; ранено 3 человека, в том числе заместитель командира дивизии по политической части гвардии полковник Мешалкин Ф.А. Последующее развитие событий показало острую необходимость круглосуточного выполнения мероприятий наземной обороны (охранения) с привлечением тыловых подразделений, а также лѐтного состава и специалистов инженерно-авиационной службы.
Как красные авиаторы воевали против ОУН-УПА?
Обострение обстановки в районе базирования авиационных полков 1-й гв. бад не заставило себя долго ждать. Очередное вооружѐнное столкновение авиаторов с отрядами ОУН-УПА произошло 23 августа в районе населѐнного пункта Шепетин, рядом с аэродромом базирования 81-го гв. бап. Как изложено в материалах обзора боевых действий 1-й гв. бад за август 1944 года, в этот день в 11.30 вблизи границ аэродрома производилось конвоирование до 300 пленных бандеровцев подразделением НКГБ численностью 30 человек.
Колонна следовала по дороге от Дубно на Кременец. При этом старший команды от НКГБ был предупреждѐн о готовящемся нападении вооруженных националистов «с целью отбить пленных», в связи с чем, обратился за помощью к командиру авиационного полка, базировавшемуся на этом аэродроме. Командир 81-го гв. бап Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.05.1943 года) гвардии подполковник Гаврилов В.Я., отдав распоряжение отобрать и вооружить 20 младших авиационных специалистов полка и 10 красноармейцев, во главе сводной команды на двух автомашинах отправился следом за колонной конвоируемых пленных.
Нападение вооружѐнных бандформирований состоялось в 12.30 в лесном массиве в районе посѐлка Смыга (4 км севернее аэродрома Шепетин). С появлением бандеровцев по команде командира полка был открыт плотный пулемѐтный и автоматный огонь, что не позволило им приблизиться к колонне, и тем самым бандиты были рассеяны. Сопровождение пленных осуществлялось до деревни Борки (13 км южнее Дубно), а затем команда 81-го гв. бап под руководством гвардии подполковника Гаврилова В.Я. без потерь вернулась на свой аэродром.
Высокая активность банд украинских националистов в непосредственной близости аэродромов базирования частей 1-й гв. бад на Кременецком аэроузле вынудила командование дивизии принять дополнительные меры по усилению наземной обороны. На протяжении всего периода с 10 по 25 августа 1944 года все части и подразделения дивизии находились в повышенной боевой готовности, с участием всего личного состава было организовано круглосуточное дежурство по охране и обороне аэродромов, материальной части, штабов и общежитий личного состава.
С начала сентября 81-й и 82-й гв. бап сменили аэродромы базирования, приблизившись к линии фронта на 120–150 км. Усилия 1-й гв. бад были сосредоточены на содействии наступающим войскам 1-го Украинского фронта в южной части Польши и северо-восточной части Чехословакии. Во всѐм объѐме решаемых в этот период командованием дивизии задач, учитывая накопленный опыт, под особым вниманием находились задачи наземной обороны аэродромов и их объектов.
Пишите свое мнение в комментариях и не забудьте поставить лайк)).