Найти в Дзене
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Досрочный ЕГЭ. Сочинение по тексту В.П. Астафьева «Наш взвод форсировал по мелководью...»

Оглавление

Что ж, вчера прошёл досрок, а сегодня с учениками пробовали поработать с текстом и составить по нему рассуждение. Вариантов по видам связи получилось немного, и один из первых текстов экзамена заставляет задуматься о том, что дополнение нужно как следует отработать в оставшееся время. Делюсь работой, которая получилась у нас: замечания и предложения приветствуются!

Исходный текст

(1)Наш взвод форсировал по мелководью речку Вислоку, выбил из старинной панской усадьбы фашистов и закрепился на задах её, за старым запущенным парком. (2)По ту и по другую сторону головной аллеи парка, обсаженной серебристыми тополями вперемежку с ясенями и ореховыми деревьями, стояли всевозможные боги и богини из белого гипса и мрамора. (3)При обстреле усадьбы пострадали не только дом и деревья, но и боги с богинями. (4)Особенно досталось одной богине. (5)Она стояла в углублении парка, над каменной беседкой, увитой плющом. (6)Она уже вся была издолблена осколками, а грудь одну у нее отшибло. (7)Под грудью обнажились серое пятно и проволока, которая от сырости начала ржаветь. (8)Богиня казалась раненной в живое тело, и ровно бы сочилась из неё кровь. (9)Узбек, прибывший с пополнением, в свободное от дежурства время всё ходил по аллее, всё смотрел на побитых богов и богинь. (10)Глаза его, и без того задумчивые, покрывались мглистою тоской. (11)Особенно подолгу тосковал он у той богини и глядел, глядел на неё, Венерой называл, женщиной любви и радости именовал и читал стихи какие-то на русском и азиатском языках. (12)Словом, чокнутый какой-то узбек в пехоту затесался, мы смеялись над ним, подтрунивали по-солдатски солоно, а то и грязно.
(13)Абдрашитов спокойно и скорбно относился к нашим словам, лишь покачивал головой, не то осуждая нас, не то нам сочувствуя. (14)Вскоре по окопам прошел слух, будто Абдрашитов принялся ремонтировать скульптуру над фонтаном. (15)Ходили удостовериться — правда, ползает на карачках Абдрашитов, собирает гипсовые осколки, очищает их от грязи носовым платком и на столике в беседке подбирает один к одному. (16)Удивились солдаты и примолкли. (17)Лишь ефрейтор Васюков ругался: «С такими фокусниками навоюешь!»
(18)Бегая по нитке связи, я не раз замечал копающегося в парке Абдрашитова. (19)Маленький, с неумело обернутыми обмотками, он весь уж был в глине и гипсе, исхудал и почернел совсем и на моё бойкое «Салям алейкум!», тихо и виновато улыбаясь, отвечал: «Здравствуйте!» (20)Я спрашивал его, ел ли он. (21) Абдрашитов таращил черные отсутствующие глазки: «Что вы сказали?» (22)Я говорил, чтобы он хоть прятался при обстреле — убьют ведь, а он отрешённо, с плохо скрытой досадой ронял: «Какое это имеет значение!»
(23)Потом к Абдрашитову присоединился хромой поляк в мятой шляпе, из-под которой выбивались седые волосы. (24)Ефрейтор Васюков, свалившись вечером в окоп, таинственно сообщал нам:
— (25)Шпиёны! (26)И узбек шпиён, и поляк. (27)Сговор у них. (28)Я подслушал в кустах: Роден, говорят, Ерза, Сузан и ещё кто-то, Ван Кох или Ван Грог — фиг его знает. (29)Немца одного поминали… (30)Гадом мне быть, вот только я хвамилию не запомнил… (31)По коду своему говорят, подлюги!
— (32)Сам-то ты шпион! — рассмеялся младший лейтенант. — (33)Они о великих творцах-художниках говорят. (34)Пусть говорят.
(35)Богиню над фонтаном Абдрашитов и поляк починили. (36)Началась артподготовка, и командир взвода приказал мне сматывать связь. (37)Неслись снаряды надо мною с разноголосыми воплями, курлыканьем и свистом. (38)Я как бежал с катушкой на шее, так и споткнулся, и мысли мои оборвались: богиня Венера стояла без головы, а поляк и узбек лежали, засыпанные белыми осколками и пылью гипса. (39) Оба они были убиты. (40)Лежало на боку ведерко, вывалилось из него серое тесто гипса, и стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. (41)А у ног её, в луже крови, лежали два человека — советский солдат и седовласый польский гражданин, пытавшиеся исцелить побитую красоту.
(По В.П. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев — русский советский писатель, эссеист, драматург, сценарист. Герой Социалистического Труда, лауреат двух Государственных премий Российской Федерации, двух Государственных премий СССР и Государственной премии РСФСР им. М. Горького, кавалер ордена Ленина.

Сочинение

В чём заключается беспощадность войны? Над этим вопросом заставляет задуматься текст В.П. Астафьева. Автор считает, что война беспощадно уничтожает всё на своём пути, оставляя после себя лишь разруху и боль.

Чтобы доказать свою мысль, В.П. Астафьев описывает статую Венеры, которая была «издолблена осколками». Один солдат очень тяжело переживал разрушение скульптур: его глаза «покрывались мглистой тоской» из-за поруганных творений. Этот пример показывает, как война разрушает красоту и гармонию, созданную руками человека.

Далее писатель говорит о том, как усадьбу, в которой находился взвод, начали обстреливать. Узбек и поляк, работавшие над восстановлением статуи, «лежали, засыпанные белыми осколками и пылью гипса». Чуткие к красоте люди были убиты. Становится очевидно, что война безжалостно уничтожает человеческие жизни.

Второй пример дополняет первый, создавая образ беспощадной войны, которая разрушает как человеческие жизни, так и произведения искусства, не оставляя надежды восстановить их.

Я разделяю мнение автора и считаю, что война калечит тела и души людей, наносит непоправимый ущерб каждому участнику событий. Вспомним короткий рассказ Леонида Пантелеева «Кожаные перчатки». Человек, прошедший через тяжёлые фронтовые будни, вспоминает о письме из дома как о самом страшном событии войны. Мужчине невыносимо больно осознавать, что его самые близкие люди, оставшиеся в Ленинграде, страдали от голода и просили у него прощения за сваренные кожаные перчатки. Итак, война не щадит ни солдат, ни мирных граждан. Целый народ пережил страшные испытания, которые невозможно забыть.

Таким образом, можно сказать, что беспощадность войны проявляется в хаосе, который она оставляет после себя, уничтожая людские жизни, нанося непоправимый ущерб здоровью человека, его душе, нашему культурному достоянию.

Этапы рассуждения
Этапы рассуждения
Художник Джон Сингер Сарджент
Художник Джон Сингер Сарджент