Найти в Дзене
Демография

РЕЛИГИОЗНЫЙ ПОЛИЦЕНТРИЗМ Западные боги

Древние западные боги, то есть боги Древней Греции и Древнего Рима, были покровителями различных ремёсел или занятий человека: земледелия, скотоводства, торговли, мореплавания, войны, виноделия и даже любви. Среди них со временем выделились главные боги по аналогии с выделением знати и монарха в человеческом обществе. Западные боги по своей сути антропоморфны, они ведут себя как люди и имеют образ людей. Несмотря на то, что ближе к закату античных культур в обоих пантеонах выделяются главенствующие Боги, всё же религии и Древней Греции, и древнего Рима были политеистичны. Критика антропоморфного восприятия богов была уже в самой Древней Греции.

Одной из древнейших философских школ считается Милетская (VII-V вв. до н.э., по названию древнегреческого города Милета). Её основателем был Фалес, который занимался поиском первоначала и первоначало у него мыслится как живое, находящееся в вечном движении и превращении (такая точка зрения есть гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности материи). Именно всеобщая одушевлённость материи есть основа наших рассуждений о мироустройстве.

Анаксимандр (ок. 610 – ок. 540 гг. до н.э.) – преемник Фалеса, считал, что через вечное движение происходит бесконечная смена мироздания. Анаксимандр был первым, кто стал говорить о диалектике, пока ещё, не употребляя это слово.

Другой яркий представитель Милетской школы – Анаксимен (ок. 588 – ок. 525 гг. до н.э.) – началом всего сущего считал воздух. Огонь – это разреженный воздух. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землей и, наконец, камнем. Анаксимен все многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха: «...При разрежении рождается огонь, а при сгущении – ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает все прочее». Душа тоже состоит из воздуха. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам. «Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, – утверждал Анаксимен, – совсем как наша душа, воздух поддерживает все и управляет всем». Перефразируя в современной терминологии, можно сказать, что Анаксимен считал Богов и души людей материальными, то есть глобально не отделял материю и сознание.

В философии есть понятие единого и понятие бытия. Эти понятия определяют два типа метафизики. Если верховным началом признаётся понятие единого, то это метафизика единого (генология), если же верховным началом признаётся бытие, то имеет место метафизика бытия (онтология).

Создание генологии приписывается пифагорейцам. Один из известнейших древнегреческих философов – Пифагор (570-490 гг. до н. э.) был создателем первого в мире научного сообщества. Школа Пифагора была закрытым обществом, державшим большую часть своих концепций в тайне. Информация о содержании пифагорейского учения стала появляться только спустя век после смерти философа.

У пифагорейцев понятие единого — монады — служит началом числа, а число есть условие возможности всякого знания.

Считается, что именно Пифагор был первым мыслителем, употребившим слово «космос» в современном значении, подразумевая под ним весь окружающий человека мир. Вопреки древней традиции, Пифагор помещал Землю не в центр мира, а на его периферию. Он также выдвинул теорию о множественности миров. Эту идею и мы горячо поддерживаем.

По пифагорейскому учению, сам космос и все небесные тела, включая Землю, имеют шарообразную форму, поскольку из всех геометрических фигур шар наиболее гармоничен. Не располагая точными астрономическими инструментами и основываясь только на интуиции и основах математических знаний, пифагорейцы вывели удивительно точное заключение: все планеты движутся по орбитам, а величина орбит и скорость движения напрямую зависят от размеров небесных тел. Пифагор был первым, кто объяснил смену времён года и суток вращением Земли вокруг своей оси и её движением по орбите.

Пифагорейцы уделяли внимание проблемам человека и общества и выработали собственную этическую систему. Пифагор считал добродетель одной из важнейших составляющих жизни каждого человека. Включал же он в неё следующее: почитание старших, особенно родителей; почитание богов и героев; превосходство разума над страстями; взаимопомощь и поддержку (именно на этих принципах строились отношения и внутри самой пифагорейской школы); равнодушное отношение к земным благам и роскоши; стремление к познанию истины и добру; преодоление жадности, скандальности и грубости; здоровый образ жизни и чистоту мысли; меру в проявлении эмоций, как положительных, так и отрицательных; скромность и умеренность. Главными пороками человеческой натуры Пифагор считал эгоизм и погоню за сиюминутными удовольствиями. Преодолеть их можно было за счёт развития чувства родства со всеми людьми и общинного начала.

Метафизика бытия (онтология) возникла и была развита в тот же исторический период элеатами. Элеаты (выходцы из города Элея). Ксенофан (ок. 570 – 478 гг. до н.э.) – основатель школы элеатов - первоначалом мира считал землю, полагая, что «все рождается из земли и все в землю уходит». Он тоже отвергал антропоморфизм по отношению к богам, считая, что люди создают богов по своему образу и подобию – «каков человек, таков и его бог». Ксенофан придерживался позиции пантеизма и, по его мнению, Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос. У элеатов понятия единого и сущего употребляются как синонимы; бытие едино, а множественность есть небытие (мир мнения).

Современник пифагорейцев и элеатов Гераклит Эфесский (544–483 годов до нашей эры) считал, мир вечным, не созданным никем из богов и никогда не имеющим конца существования, но вечно меняющимся через борьбу противоположностей. Его диалектические взгляды впоследствии были использованы Гегелем, а также марксистами при создании диалектического материализма.

Диалектика Гегеля вновь поставила вопрос о внутренней противоречивости идеи единобожия. Гегель этот вопрос не решил, он от него ушёл в субъективный идеализм. Но субъективный идеализм мы не будем рассматривать потому, что эта версия мироустройства и без нас была достаточно раскритикована. А диалектический материализм, впервые возникший в Древней Греции и затем развитый Марксом, Энгельсом и Лениным, мы тоже разделяем, хотя и в форме единства материи и сознания.

Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) – первый греческий философ, создавший целостную концепцию объективного идеализма. Он тоже, как и элеаты, рассматривает единое как сущность, но при этом Платон вскрывает трудности, связанные с понятием единого, и вносит существенные изменения в его толкование элеатами. Он показывает, что единому невозможно приписать никакого предиката, ибо всякое высказывание о едином делает его многим.

Рассмотрим идею Платона. Можно говорить об озере как о единой экосистеме. Но можно ли признать озеро единым? Что делает озеро, если вне его ничего нет? Про него даже нельзя сказать, где оно находится, потому что для этого придётся признать, что есть что-то вне озера, то есть оно не единственное. Нельзя и сказать, какие процессы происходят внутри озера, потому что тогда придётся признать, отсутствие полного единства в нём. То есть назвать озеро единым можно только, если говорить о нём как об организме, в котором различные части взаимодействуют, и который рождается, развивается, стареет и умирает, во внешнем мире. Но весь мир единым признать невозможно, его необходимо делить на составляющие части.

Аристотель, высоко оценивая Платона, подверг критике его концепцию объективного идеализма, и произнёс крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже». Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Однако, при этом Аристотель не отрицает душу, как источник жизни в материи: «Душа есть причина и начало живого тела...»

Единобожие страдает тем же недостатком, что и метафизика элеатов. Если бог один, то он либо ничего не делает и никак себя не проявляет, либо он противоборствует самому себе, что сразу разделяет его на антагонистические составляющие, а это уже противоречит идее единобожия.

Это противоречие было замечено священнослужителями аврамических религий ещё на заре их становления. Именно поэтому в них возникли такие персонажи, как Сатана/Люцифер и Шайтан, божественная сущность которых этими религиями отрицается, но они имеют неограниченную во времени жизнь и на равных противостоят официально единственному богу.

Идея единства во многом для понятия божественного была сформулирована ещё в древней Индии и нашла своё отражение в Гимне единению:

Единым миром на одном Совете,

Едино мыслим едины духом.

Едины, мы за каждого в ответе

Единой мыслью мыслия едино.

Едиными да будут наши цели,

Едиными да будут наши души,

Едиными да будут наши мысли.

Да будем мы в согласье добром.

Создатель теории множеств Эммануил Кант дал отличное определение: «Множество есть многое, мыслимое нами, как единое». Именно так можно охарактеризовать понятие божественного – множество богов в своей совокупности.

Но единение многого не означает полного слияния, многое всё также остаётся многим, хотя и объединяется в некое целое.