Найти в Дзене
МЫСЛИ ТРЕЗВО

Что почитать, чтобы наладить отношения с детьми, родителями и собой

Выбралась из невроза — и несу вам 4 книги, которые помогли мне распутать внутренний конфликт, а после — и ослабить магнитуду конфликтов внешних, с другими людьми. Надо сказать, что психпоп никогда НЕ заменит психотерапию, однако эта литература эмоционально отрезвляет, утешает и [пусть частично и на время, но] склеивает даже развалину. Научно обоснованная теория привязанности, которую Людмила Владимировна изложила доступным языком. Даже если вы уже проглотили эту книгу в период раннего родительства, рекомендую перечитать и приложить контекст к отношениям, которые сейчас болят. Отчасти для того, чтобы наладить или наконец преобразовать связь с близкими, но, в основном для того, чтобы доносить-донянчить самого себя и найти место для внутреннего взрослого. Вообще, если хотите знать, лично на меня благотворно влияет всё, что публикует Петрановская, и дело не только в содержании книг-статей-постов, но и в её особенном — проникающем в душу — tone of voice. В любой тревожной ситуации я о
Оглавление

Выбралась из невроза — и несу вам 4 книги, которые помогли мне распутать внутренний конфликт, а после — и ослабить магнитуду конфликтов внешних, с другими людьми. Надо сказать, что психпоп никогда НЕ заменит психотерапию, однако эта литература эмоционально отрезвляет, утешает и [пусть частично и на время, но] склеивает даже развалину.

«Тайная опора», Людмила Петрановская

Научно обоснованная теория привязанности, которую Людмила Владимировна изложила доступным языком. Даже если вы уже проглотили эту книгу в период раннего родительства, рекомендую перечитать и приложить контекст к отношениям, которые сейчас болят.

Отчасти для того, чтобы наладить или наконец преобразовать связь с близкими, но, в основном для того, чтобы доносить-донянчить самого себя и найти место для внутреннего взрослого.

Вообще, если хотите знать, лично на меня благотворно влияет всё, что публикует Петрановская, и дело не только в содержании книг-статей-постов, но и в её особенном — проникающем в душу — tone of voice. В любой тревожной ситуации я открываю «Тайную опору» или, скажем, «Травмы поколений» (прочтите тоже, кстати!). Пару абзацев — и стресс отступает.

-2

«Если с ребёнком трудно», Людмила Петрановская

Люблю едва ли не больше «Тайной опоры», потому что, если героем книги представить взрослого, мы получим толковый ликбез для тех, кому трудно с собой. Ещё поди найди что-нибудь столь же полезное за 300 рублей 😀

Скажем, вот — представьте, будто речь о вашем внутреннем ребёнке:

Иногда достаточно дать ребёнку больше защиты и заботы, перестать перетягивать с ним канат, вспомнить, что вы его любите, само это состояние вернуть себе, и поведение сказочным образом начинает меняться к лучшему.

Для родителей капризных, неблагодарных, нервы мотающих чад «Если с ребёнком трудно» — must read. Там и пошаговый алгоритм перемены детского поведения есть (*хитренько улыбается).

-3

«Материнская любовь», Анатолий Некрасов

Сначала я клевала носом. Затем презрительно цокала. На предложении: «Палец поранен на левой руке, следовательно, причина связана с родителями, скорее всего, с матерью» и вовсе захлопнула книгу, но позже всё-таки дочитала. И, как ни странно, рекомендую.

Да, читателю с развитым критическим мышлением может быть трудновато, однако предмет исследования в целом стоит усилий. На мелодраматичных примерах Анатолий Некрасов объяснил природу патологической привязанности и рассказал о её метастазах — в частности, о парентификации (ВДА, привет!).

Парентификация — процесс, при котором поведение (состояние) родителей вынуждает ребёнка взять на себя роль и ответственность взрослого. Ребёнок становится родителем своим родителям, и это всегда перегружает детскую психику.

Лучшее, что эмоционально созависимые члены семьи могут сделать для себя и друг для друга — разлепиться и увлечься собственной жизнью, каждый своей. КАК — тоже в книге, и особое внимание автор уделяет старшему поколению.

Источник: Pinterest, https://pin.it/1RIJqjyfV
Источник: Pinterest, https://pin.it/1RIJqjyfV

«Жизнь, свободная от игр», Стивен Б. Карпман

Да, Карпман тот самый — д.м.н., психоаналитик, автор знаменитого драматического треугольника.

Вообще, говорят, эту книгу надо читать следом за «Играми, в которые играют люди» Эрика Берна, создателя, собственно, транзактного анализа, но мне подвернулся Карпман — се ля ви.

О драматическом треугольнике, то есть деструктивной модели отношений, участники которых выступают в роли Преследователя, Спасателя и Жертвы (ПСЖ) информации тьма (забейте в поисковике), но как из него выбраться, не особенно много пишут. 1/4 книги Карпман посвятил антиподу драмы — треугольнику сочувствия и половину — коммуникативным техникам выхода из ролевых игр.

Книга, если честно, сложная и местами сумбурная (вероятно, проблемы с переводом), но кое-что полезное почерпнуть из неё можно.

Например, мне понравился принцип 10%-ного раствора в конфликте. Карпман предлагает учитывать, что:

  • в любой претензии как минимум 10% добрых намерений
  • в любой жалобе как минимум 10% правды
  • в игре как минимум на 10% мы лжём (лукавим)
  • все участники треугольника играют как минимум 10% каждой роли
  • 10% людей поступили бы так же, как вы

Этот принцип позволяет снизить градус конфликта и нащупать сочувствие к себе и оппоненту. А это, между прочим, уже 1/2 победы.

-5

———————————————

Пока так. Мы с вами давно не общались, поэтому книги книгами, напишите, чем заинтересовались, но, главное, поделитесь: как вы?